Кое-что о форме и содержании. Пример Дюрера

… Некоторые строго «германски» мыслящие искусствоведы (особенно Бенц) считают большим несчастьем для художественного развития народов к северу от Альп заимствование ими стиля итальянского Ренессанса. Заимствование чужого стиля художниками, суть которых без чужого влияния развивалась бы в совершенно ином направлении, привело к упадку готики, стиля, который на протяжении нескольких веков был истинным выражением художественной воли народов к северу от Альп.

Дюрер позволил надломиться в себе готической художественной воле – или сознательно ее надломил? – и тем самым внес заметный вклад в упадок готики. Дюрер был нордически-динарского происхождения. Так, может, это его динарская кровь способствовала переходу из Северной Италии через Альпы южной художественной воли? Может быть. Но мне кажется, что его нордическая кровь, его «фаустовское» начало побудили его и к принятию Ренессанса, и к преодолению его. Значительность созданного в Италии он не мог не видеть, но сознавал, что соперничество с чужими творениями возвысит его самого. Желание Фауста «самому наслаждаться тем, что дано всему человечеству» вполне нордическое, «одновременно боль и блеск» нордической души (выражение Клейста). То, чего хотят строго «германски» мыслящие искусствоведы, которые видят в упадке готики только несчастье и предостережение, было бы сужением нордической сути. Датский писатель И. Иенсен, который постоянно пытался уловить суть нордического человека, сказал о нем, что он «носит даль в своей душе».

В эту даль стремился Дюрер, когда он увлекся Ренессансом. Такое поведение характерно для творцов нордической крови: отдаться, чтобы овладеть…

Мы, с сегодняшней точи зрения, видим еще и другое. Итальянский Ренессанс, хотя в нем выражался и дух западной расы, был также искусством, нордическим по сути. Душа западной, а иногда и динарской расы тоже проявились в Ренессансе, но то, что пронизывает великие творения Ренессанса, исходило из души нордической расы. Достаточно взглянуть на черты великих художников того времени (см. рисунки в книге Л. Вольтмана «Германцы и Ренессанс в Италии», 1905).

Донателло, чье творчество знаменует собой переход от средневекового (готического) искусства Италии к искусству Ренессанса, выражал нордическую суть в итальянском искусстве в усиленной, а не в ослабленной форме. «Суровыми и сильными» называют творения Донателло: эти слова больше соответствуют духовной сути нордической расы, чем какой-либо другой, представленной в тогдашней Италии. Ренессанс пробудил дух великих эллинов и римлян, дух, в иных формах воплощавший нордическую суть. Дюрером двигала нордическая, «фаустовская» (как стало модно говорить после Шпенглера) душа, которая разбила готику, чтобы создать новые творения. К нордической широте, которая господствует в готике, влияние Ренессанса добавило нордическую строгость. Это было своего рода подчинение искусства законам (вещь опасная, которая под силу только великим). Дюрер и его время были настолько проникнуты закономерностями готического искусства, что перестали ощущать их как закономерности. Искусство Ренессанса дало новые законы. Это настолько привлекло Дюрера (он не был бы «фаустовским» человеком, если бы переживал иначе), что он иногда принимал расчет за особенно важную часть художественного оформления. Но он переступил через этот порог, потому что был достаточно силен. Другие художники немецкого корня разбились о Ренессанс. Но когда нужно дерзать, люди нордической сути всегда готовы идти вперед, падать, побеждать.



Что отличает нордическую готику от нордического Ренессанса с точки зрения расовой теории, это духовный мир, с которым обоим направлениям искусства приходилось работать. Если готика (как и схоластика) еще боролась за то, чтобы завоевать духовный мир христианства средиземноморских стран, т.е. христианства переднеазиатской, восточной и западной рас, для нордического искусства, и если готика в борьбе за эту неразрешимую задачу постоянно доходила до судорожных преувеличений, то в искусстве Ренессанса уже много было от «языческой» внутренней свободы, унаследованной от греко-римского, по сути своей нордического прообраза. Ренессанс в большей степени был искусством нордического направления, изображавшим нордическую духовную жизнь, чем готика, которой часто приходилось изображать чужую духовную жизнь или придавленную нордическую. Может быть, Дюрер почувствовал это и воспринял Ренессанс как избавление от судорог, как настрой на свободное выражение собственной жизни.

Другое отличие этих двух направлений с точки зрения расовой теории – круг, на который они были ориентированы. Готика – народное нордическое искусство, она могла быть уверенной, что ее нордическая суть будет понята широкими народными массами тех народов к северу от Альп, в которых тогда еще преобладала нордическая кровь. Искусство Ренессанса было адресовано только верхним слоям, главным образом, нордической расы – таково было соотношение рас в Италии в эпоху Возрождения. Вследствие этого, а также влияния западной расы искусство Ренессанса больше было обращено к разуму, к сознательному пониманию образованными людьми, чем к чувству. В этом нордический Ренессанс похож на нордический классицизм конца XVIII – начала XIX века. В условиях прогрессирующей денордизации всех западных народов классицизм мог находить понимание только в верхних слоях, еще сравнительно богатых нордической кровью.

Сегодня при продолжающейся денордизации возможны отдельные нордические художники, но не широкий и глубокий поток нордического искусства, ибо для этого нужна прослойка понимающих. Нордическое искусство, подобное греческому, было бы возможно, если бы пробуждающееся в наши дни нордическое движение смогло созвать под свои знамена достаточное число понимающих.

Если в немецком народе еще достаточно нордической сути для художественного воплощения, то и в наше время (или позже) всему немецкому искусству удастся сделать то, что Дюрер сделал в одиночку: заменить пришедшие в упадок художественные формы германоязычных народов новыми формами, достойными передачи по наследству.

Это должно устранить разрыв между формой и содержанием. Этот разрыв может возникнуть только в результате расового смешения. Если еще сохранились компактно живущие чистые расы, они должны своеобразно выразить себя и в искусстве таким образом, чтобы для его искусствоведов стал бы бессмысленным спор о форме и содержании.

  • Маски из дерьма
  • Розділ ІІ. Аналіз виконання місцевих бюджетів
  • при участии издательства Г уманитарного университета 80 страница
  • Понятие договора контрактации
  • чет нераспределенной прибыли и непокрытого убытка
  • Куда лучше пересаживать цветок
  • Краткая характеристика организации и основные виды деятельности
  • Формы соучастия 1 страница
  • Talk about up- and downsides of ink-jet and laser printers.
  • Глава 6. Предательница
  • Функция puts
  • 17 страница. Прежде чем ответить, Джагер посмотрел на «гонгов»
  • Примечания. [1] CMC (computer-mediated communication) (англ.) – общение, опосредованное компьютером.
  • Дует, что люди часто подвержены влияниям со стороны невидимых сил, оказы-
  • Тема 1.2. Смешанное обучение
  • PLURALIA TANTUM // SINGULARIA TANTUM
  • Анамнез.
  • Божественная симметрия.
  • выпускница колледжа 1995 года
  • Экстремизм – едва ли не самая острая проблема современности. Он все чаще проявляется в политической, экономической, социальной, религиозной и других сферах жизнедеятельности различных обществ. В