СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Конспект урока по информатике.

Тема:Что такое информация? Информационные процессы.

Класс:10

Участник конкурса: Панова Ирина Борисовна
учитель информатики
1 квалификационной категории

Березники 2014
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
Что такое информация. Информационные процессы.

1. Тип урока: урок – введение нового материала с использованием ИКТ при ведущей роли учителя.

2. Цель урока:формирование у обучаемых представлений об общности информационных процессов для систем различной природы и их значении в формировании современной научной картины мира.

3. Задачи урока:

· обучающие– расширить представление обучаемых о ключевых понятиях «информация» и «информационные процессы»; изучить способы передачи, хранения, обработки информации

· развивающие -развитие мышления, речи, памяти, внимательности, умения анализировать, систематизировать и обобщать получаемую информацию.

· воспитательные -развитие навыков самообразования, положительного отношения к познавательной деятельности, внимательности, бережного отношения к компьютерной технике.

4. Планируемые образовательные результаты:

· Предметные: - сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- формирование информационной и алгоритмической культуры;
- сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных.

· Метапредметные: - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и соответственные возможности ее решения;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы;
- развитие ИКТ – компетентности, т.е. приобретение опыта создания, преобразования, представления информационных объектов.

· Личностные: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- сформированность навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной деятельности.

5. Формы работы учащихся:фронтальная, индивидуальная самостоятельная работа.

6. Оборудование:компьютер, проектор.

7. Виды используемых средств ИКТ:демонстрационные (презентация), тренажеры (тест).

8. Программное обеспечение:для учителя: программа Power Point, для демонстрации презентации; для учащихся: программа Microsoft Excel, для работы с тестами.

9. Структура и ход урока:

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока Название используемых ИКТ Деятельность учителя Деятельность ученика Время (в мин.)
1. Организационный момент - Приветствует учащихся Определяет готовность учащихся к уроку Приветствуют учителя Сообщают об отсутствующих
2. Актуализация знания Презентация Слайд № 4 Задает вопросы учащимся, опираясь на знания, которые они получили в 8 классе Организует обсуждение темы урока и его цели Отвечают на вопросы учителя Участвуют в обсуждении темы и цели урока
3. Входное тестирование Компьютеры учащихся. Слайд № 5 Предлагает учащимся тест на понимание основных понятий, изученных в 8 классе. Выполняют предложенный учителем тест на компьютерах
4. Изложение нового материала Презентация (слайды с № 6 по №17) Объясняет новый материал, опираясь на презентацию. Воспринимают, анализируют и обобщают новую информацию
5. Закрепление изученного Слайд № 18 Задает вопросы учащимся, опираясь на представленный новый материал. Отвечают на вопросы учителя Формулируют выводы о достижении цели урока
6. Итоги урока. Домашнее задание Слайд № 19 Организует обсуждение итогов урока Знакомит учащихся с домашним заданием Участвуют в обсуждении итогов урока Обсуждают и фиксируют домашнее задание



ХОД УРОКА:

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний (слайд № 4)

Почему понятие «окружности» одно, а понятий «информация» много? (Понятие информации дать однозначно невозможно, потому что, каждая наука делает это по своему, вкладывая в понятие только те компоненты, которые соответствуют ее предмету и задачам.)

Как вы думаете, какие процессы будут называться информационными? (процессы, связанные с информацией.)

3. Входное тестирование. (слайд № 5)

Сегодня вам предлагается тест, результаты которого позволят выяснить, что вы запомнили из материала 8 класса, какие знания у вас сохранились в памяти, а какие нет. Не огорчайтесь, если вы чего-то не знаете. Неудовлетворительные отметки за это тестирование не выставляться не будут, однако надо учесть ошибки и повторить то, что вы не знаете.

Тестирование будет проводиться с помощью компьютера. На рабочем столе найдите и откройте файл «Входной тест» и пройдите тестирование. После прохождения теста компьютер вам сам выставит оценки, в зависимости от количества правильных ответов.

«5» 11 – 12 правильных ответов
«4» 9 - 10 правильных ответов
«3» 7 – 8 правильных ответов
«2» меньше 7

4. Изложение нового материала:

Мы с вами уже говорили, что такое «информация» с оговоркой, что это всего лишь понятие, а не строгое определение.

Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление.

Информация– это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается разный смысл в технике, науке, жизни. (слайд № 6)

Поэтому рассмотрим понятие информации с разных точек зрения и попробуем определить общие черты. Давайте все вместе попробуем сформулировать понятие информации в различных науках.

- математика:информация – сведения, которые человек создал с помощью умозаключений;

- биология: информация – генетический код человека;

- в обычной жизни: информация – сведения, сообщение, осведомленность о положении дел;

- информатика: информация - знания человека, которые он получает из окружающего мира и реализует с помощью вычислительной техники. (слайд № 7, 8)

Итак, в разных научных дисциплинах и в разных областях техники существуют разные понятия информации. Но есть общие черты, которые объединяют эти подходы. (слайд № 9)

Давайте найдем эти общие черты, ответив на следующие вопросы:

1. Что нужно сделать, чтобы информация появилась? (создать, найти, собрать).

2. У меня есть некоторая информация (текст письма, задачи, код к сейфу). Что я с ней могу сделать? (передать, распространить, использовать, копировать, разделить).

3. Есть ли ситуация, в которой я не смогу её передать? (если есть помехи).

4. Что нужно сделать, чтобы сопоставить несколько информаций (сложить два числа, перевести текст с английского на русский, расшифровать код)? (обработать, преобразовать).

5. С помощью чего информация передается? (бумага, кассета, ген, классный журнал, камень, диск).

6. Как информация добирается до получателя? (воздух, телекоммуникационные каналы).

Понятие информации во всех без исключения сферах предполагает создание, обработку и хранение информации. Все эти процессы называются информационными. (слайд № 10)

Передача, обработка и хранение информации происходят в форме сигналов (электромагнитных, световых, тепловых, звуковых, механических, зрительных, слуховых, вкусовых) и знаков (алфавит, знаки языка жестов, код, ноты).

Рассмотрим по отдельности передачу, обработку и хранение информации.

Передача информации. (слайд № 11)

Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерной сети. Чтобы осуществлялись передача и получение информации, необходимо наличие источника информации и ее приемника. Источник информации иногда называют отправителем или передатчиком, а приемника потребителем или получателем.

Передача информации от источника к приемнику всегда происходит через


какой-то канал передачи. Давайте рассмотрим схему передачи информации и на каждый её компонент приведем примеры.

Обработка информации. (слайд № 12)

Под обработкой информации в информатике понимают любое преобразование информации. В результате обработки информации может быть получена новая информация (например, решив задачу, вы узнали

скорость движения катера), а может и не получится (например, при переводе

текста с русского языка на английский).

Новая информация может быть получена только после обработки уже


имеющейся исходной информации.

Вычисление – один из вариантов обработки информации. Новые данные

получаются путём вычислений, выполненных над исходными данными.

Логические рассуждения – ещё один способ обработки информации.

Новая информация выводится из исходных данных путём логических

рассуждений.

Кодирование – это преобразование представления информации из одной

символьной формы в другую, удобную для её хранения, передачи или обработки.

Сортировка информации – ещё один вид обработки информации.

Структурирование – организация данных по какому-либо правилу, связывающему их в единое целое.

Хранение информации.(слайд № 13)

Люди хранят информацию либо в собственной памяти (иногда говорят – в

«уме»), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего на бумаге.

Память человека можно условно назвать оперативной. Здесь слово

«оперативный» является синонимом слову «быстрый». Человек быстро


воспроизводит сохраненные в памяти знания.

Кроме рассмотренных процессов существуют ещё и другие. (слайд № 15)

5. Закрепление материала. (слайд № 16)

  • дней / 7 ночей
  • Визначення ефектів доходу та заміщення для різних благ.
  • ТЕКСТ 24. дехендрийа-прана-мано-дхийо 'ми
  • Развития.
  • Руководителям муниципалитетов Пермского края, органов молодежной политики муниципалитетов Пермского края, органов образования муниципалитетов Пермского края, молодежным общественным объединениям и
  • Художник -- тот, кто создает прекрасное. 12 страница
  • Разгон пожарного автомобиля
  • Модуль 5 Тема № 2. Дослідження функціональної ролі водорозчинних (коферментних) та жиророзчинних вітамінів у метаболізмі та реалізації клітинних функцій.
  • III. Notification of the request fulfillment (execution)
  • Диаграмма 3.5.
  • открытых муниципальных соревнований
  • Солевой и газовый состав минеральных вод и их газовый и температурный режим
  • Глава 15. После ухода Сары, Макс слонялся по дому, совершенно не зная
  • Формы организации складского хозяйства
  • Экстраординарная сила
  • Трансцендирование во-внутрь
  • Введение. ТРАКТАТ О СТИХОСЛОЖЕНИИ.
  • Методические возможности патопсихологического изучения нарушения самосознания и сознания.
  • Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра 9 страница
  • ID3 q`TCON(16)TIT29яю 0 @ 8 O | vk.com/kidsmusichitTPE1яю$ 5 4 > @  L O : > 2 TYER яю2015WXXXvk.com/kidsmusichitAPIC8image/jpg 102 страница