А) Естественнонаучные теории как исходные модели

Моделями теоретизирования в любой области служат обычно физические, химические, биологические теории. В теоретических построениях всех этих наук (в меньшей степени — биологии) мыслится нечто, лежащее в основе наблюдаемых явлений (атомы, электроны, волны и т. п.) и имеющее определенные количественные характеристики; благодаря этому на основании теории удается делать выводы, соответствие которых действительности может быть подтверждено или опровергнуто экспериментально. Иначе говоря, между теорией и фактами существует отношение постоянного взаимообмена. Теория плодотворна потому, что она ведет к выявлению новых фактов; и она продолжает господствовать до тех пор, пока подчиняет себе все факты. Исследование в истинном смысле слова начинается тогда, когда во взаимоотношении теории и фактов что-то не сходится. Цель теории состоит не в том, чтобы толковать или по возможности точно определять уже известное, а в том, чтобы открывать пути для обнаружения нового. Успех некоторых естественнонаучных теорий оказал большое влияние на все иные науки. Теории аналогичного типа возникли и в психологии и психопатологии. То обстоятельство, что их успех не был столь велик, объясняется их принципиальным отличием от теорий в естественных науках. Во-первых, теориям психической жизни свойственно совершенно иное отношение к тому, что может рассматриваться как подтверждение и опровержение. В психопатологии теория — это схема, служащая для упорядочения известных фактов и выявления фактов, поддающихся истолкованию в терминах данной теории, а также предоставляющая определенную «нишу» возможным будущим открытиям. Все это делается без какого бы то ни было систематического, методологически выверенного контроля за всей совокупностью фактов; в нашем распоряжении нет точного метода, с помощью которого можно было бы улавливать моменты несоответствия между действительностью и теоретическими выкладками. Теории в психопатологии — это способы группировки фактов, лишь внешне аналогичные теориям в других науках; они не являются инструментами исследования. Во-вторых, теории этого типа никогда не «надстраиваются» друг над другом, не трансформируются, образуя все более и более крупные, соразмерные реальности единства. Вернее было бы сказать, что, достигнув определенной степени развития, они полностью забываются. Наконец, в-третьих, в психопатологии существует множество разрозненных теорий, никак не соотносящихся друг с другом.

Итак, мы можем утверждать, что в психопатологии, в отличие от естественных наук, нет теорий в собственном смысле. Теории не оправдываются, они оказываются обманчивыми спекуляциями о мнимом бытии; будучи с виду аналогами теорий в естественных науках, они, как правило, характеризуются отсутствием какого бы то ни было логически ясного метода.

  • НЕ БЕЗ ЕХИДСТВА, НО ПО-ДОБРОМУ 5 страница
  • Лінгвостилістичний аналіз поезії Лесі Українки
  • Приложение к сводной итоговой ведомости портфолио
  • Интервью Джейн Хеллисоу с Карлосом Кастанедой (1971).
  • Статья 122. Признание и установление соответствия периодов обучения, курсов высшего образования в организациях иностранных государств 11 страница
  • Психологический портрет террориста.
  • Пісня:_________________________________________________
  • Then they should offer to the Southern side of the fire chanting.
  • И здесь появляется сетевой маркетинг...
  • Рубящее
  • Механические свойства сталей, применяемых для изготовления зубчатых колес.
  • Мужской и женский стили общения
  • Часть одиннадцатая 4 страница
  • От ЛСД к виртуальной реальности
  • Достижение конечного результата
  • Тур № 6 "Новый год в сказочной Карелии" (4 дня)
  • КРОВОТЕЧЕНИЕ И СПОСОБЫ ЕГО ОСТАНОВКИ
  • Девятое правило волшебника, или огненная цепь 9 страница
  • Чем отличается КОЖА от ЭКОКОЖИ
  • Көлік пен сыртқы экономикалық байланыстар