Искаженное развитие преимущественно когнитивной сферы

Для детей с характерна специфика не только когнитивного, но и моторного, физического развития в целом. Уже на уровне внешнего вида обращает на себя внимание дискретность, дисгармоничность движений, в грубых случаях возможность застывания в отдельных позах, их вычур­ность. Речь, как правило, развернутая, обильная, с использованием вычур­ных, штампованных оборотов, с резонерством, пустым философствованием. Голос часто мало или специфично модулирован, а лицо при этом может быть как анемичным, так и выражать испуг.

Специфичным является наличие «зоны» сверхценных интересов и увле­чений, от которых ребенок не в силах «отлепиться» и проникновение в которые часто является средством установления контакта специалиста с ребенком. Такими увлечениями, «зонами» могут стать насекомые или ди­нозавры, микробы или сложные технические схемы. Рисунки в этом слу­чае будут отражать эти «сверхценности» или проецировать страхи ребенка.

Из собственно специфики когнитивного развития выделяется в первую очередь нарушение динамики мыслительной деятельности, опора на латен­тные признаки объектов и ситуаций (возможно, как следствие фрагментар­ности не только зрительного, но и слухового восприятия, искаженности

формирования пространственных представлений), элементы разнопланово­сти мышления, паралогизмы. Порой возможны эхолалии.

В то же время у значительной части детей отмечается высокий уровень интеллектуального развития, высокая креативность мышления, что может быть оценено как парциальная одаренность в какой-либо сфере.

В эмоциональной-личностной сфере достаточно рано обращает на себя внимание специфика игровой деятельности и общения в целом, часто наблю­дается эмоциональная выхолощенность, отсутствие выраженных аффектив­ных реакций наряду с наличием аффективно окрашенных страхов, компен­саторных ритуализаций. Часто близкие или родственники отмечают эмоци­ональную холодность по отношению к ним и возможность «привязаться» к малознакомым людям или даже предметам. Восприятие выражений эмоций, как правило, неадекватное.

Произвольность регу­ляции на уровне высших психических функций сформирована в целом зна­чительно лучше, чем на уровне произвольного движения, а в зоне сверхцен­ных интересов могут проявляться трудности регуляции в плане невозмож­ности «переключиться», «отлепиться» от этой области интересов. При этом планирующая и контролирующая функции могут быть развиты достаточно хорошо. Регуляция же собственных эмоций может быть фактически недо­ступна ребенку.

Точно в таком же ключе выраженная асинхрония наблюдается и в фор­мировании пространственных представлений. Наряду с несформированностью схемы тела и «элементарного» анализа пространственных отношений между объектами, что особенно явственно проявляется в операциях копи­рования, ребенок может самостоятельно изображать сложнейшие схе­мы, адекватно использовать усложненные речевые обороты и яркие образ­ные выражения.

Поскольку дети с этим типом искаженного развития в первую очередь нуждаются в наблюдении и лечении у врача-психиатра (который и являет­ся ведущим специалистом), вопрос о возможности подключения любой пси­хологической коррекционной работы (в особенности психотерапевтической) должен решаться только по согласованию с лечащим врачом. Таким обра­зом, собственно психологическая, в том числе и специальная? помощь ре­бенку отступает на второй план. В то же время в благоприятные периоды возможна специальная психологическая помощь по типу гармонизации аффективной регуляции деятельности (по О.С. Никольской), а также осто­рожное включение элементов двигательной коррекции. В ряде случаев — организация адекватных форм обучения: индивидуальное обучение (в тяже­лых случаях) с элементами интеграции в среду сверстников может стать частью коррекционной программы.



Вероятностный прогноз целиком и полностью зависит от формы и тя­жести заболевания и определяется врачом-психиатром, выходя за пределы компетенции психолога. Как правило в данном случае ребенку выставляется психиатрический диагноз, соответствующий тому или иному варианту эн­догенного процессуального заболевания.

Мозаичные варианты искаженного развития

Это такие типы раз­вития, когда в диагностическом плане трудно провести дифференциальную диагностику с отнесением их к относительно «чистым» вариантам преиму­щественного искажения эмоционально-аффективного развития или преиму­щественного искажения когнитивного развития. Им свойственны как черты первого (то есть раннего детского аутизма), так и показатели, характерные для второго варианта (процессуального заболевания), имеющего процессу­альное течение той или иной степени выраженности. В этом случае наблю­даются не только проблемы коммуникативного и эмоционального характе­ра, наличие стереотипии, но и так называемые колебания состояния (как правило усиление поведенческих проблем, страхов, дезадаптации в целом) сезонного характера. Как правило, в этой ситуации требуется наблюдение врача-психиатра и медикаментозная поддержка, в особенности в течение осеннего и весеннего периодов.

Важным диагностическим признаком этого варианта развития являет­ся период (хотя бы кратковременный) нормативного развития, предшеству­ющий возникновению аутистических симптомов, а также нарастание со временем негативной симптоматики (или «-» симптом). В периоды обо­стрения возможен значительный «откат» назад не только уже имевшихся или вновь приобретаемых социальных навыков, но и эмоционального раз­вития.

Принципиально, что характер коррекционной работы, рекомендуемой для детей с данным типом развития (в ситуации обязательной согласован­ности работы психолога с лечащим врачом), не изменяется по сравнению с коррекционной работой, проводимой для детей с преимущественным иска­жением эмоционально-аффективной сферы (ранний детский аутизм).

  • Тема :аналіз роботи інтерфейсу введення – виведення
  • ID3 YfTCON(13)TIT2«яюLike I'm Gonna Lose You (Meghan Trainor ft. John Legend Cover) | vk.com/kidsmusichitTPE1яюMicah SmithTYER яю2015WXXXvk.com/kidsmusichitAPIC+Бimage/jpg 243 страница
  • Отпечатано в РИЦ ЛГПУ
  • Введение. ГЕНОЦИД МИРНОГО РУССКОЯЗЫЧНОГО НАСЕЛЕНИЯ АВСТРО-ВЕНГРИИ И ГЕРМАНИИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ
  • Противогистаминные
  • Буря на море
  • РАСТИТЕЛЬНОСТЬ
  • Від 25 січня 2014 року
  • ДЖУНГЛИ, ЧАСТЬ I
  • Война в Арктике и Атлантике
  • Ангиология: венозная и лимфатическая системы
  • К. К. Станиславский. Собрание сочинений в восьми томах 71 страница
  • Перстень царицы Савской 6 страница
  • Повторно-кратковременный режим
  • К клиру в Вери
  • ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА 100 страница
  • Епілог‑1
  • Возрастные категории. A - возрастная категория: 5-8лет
  • О постановлении заочного решения при участии в деле третьих лиц
  • МЕТОД СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ (СОЦИОМЕТРИЯ) Термин "социометрия" означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр