Принципы изучения психики ребенка

Развитие любой науки, в том числе и детской психо­логии, зависит от уровня разработанности методов ис­следования, т. е. тех путей, средств и способов, с по­мощью которых добываются научные факты.

Великий русский естествоиспытатель И. П. Павлов писал в своем письме к молодежи: «Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднятьееввысь, не опираясь на воздух. Факты—это воздух уче­ного. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши теории — пустые потуги».

Что же такое психологический факт? Прежде всего, это определенный акт поведения ребенка, в кото­ром проявляются особенности его личности, особеннос­ти тех или иных сторон психики. В качестве психологи­ческого факта могут выступить и акты совместной дея­тельности детей, проявления общего настроения, акты общения между детьми.

Общая цель всех методов психологического исследо­вания заключается в точной фиксации, регистрации, вы­явлении психологических фактов, в накоплении эмпири­ческих, опытных данных для последующего анализа и практического использования. Следовательно, факты интересуют и психолога и педагога не сами по себе, а как выражение определенных психологических законо­мерностей. Наблюдательные родители и опытные педа­гоги располагают огромным запасом конкретных фак­тов из жизни детей, но это не делает их научными ра­ботниками в области детской психологии. Даже более или менее систематизированные повседневные записи, которые составляют содержание опубликованных днев-

ников матерей, воспитателей и учителей, не могут рас­сматриваться в качестве научных произведений по дет­ской психологии, а служат лишь материалом (порой исключительно ценным!) для дальнейшего научного анализа.

Для советской детской психологии общей основой, позволяющей научно осмыслить факты, добываемые в конкретных исследованиях, является марксистско-ле-нинская философия. Именно конкретизация основных положений диалектического и исторического материа­лизма применительно к законам психического развития ребенка представляет собой методологию детской пси­хологии.

Общенаучные принципы диалектико-материалисти-ческого подхода настолько точно и гармонично соответ­ствуют задачам изучения законов психологического раз­вития ребенка, что кажется, будто они специально соз­даны для исследователей в области детской психологии, Во всяком случае, трудно, как нам кажется, найти бо­лее полное воплощение законов диалектики, чем гран­диозный процесс превращения новорожденного беспо­мощного существа в активную творческую личность.

На основе общих принципов диалектико-материалис-тической методологии строится методология психоло­гического исследования. Так, требование объективности изучения явлений осуществляется в методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка и формируется, и проявляет­ся в закономерно сменяющих друг друга видах деятель­ности. В данном случае важно подчеркнуть тот факт, что о внутренней психической жизни ребенка мы судим по внешним ее проявлениям: действиям, речи, вырази­тельным движениям, продуктам детского творчества и т. д.



Из диалектико-материалистической методологии вы­текает и принцип генетического (исторического) подхо­да к изучению психики ребенка. Для детской психоло­гии этот принцип настолько важен, что сама эта наука иногда именуется генетической психологией. Согласно этому принципу при изучении явлений детской психики мы стремимся выяснить, как они возникли, как разви­ваются и изменяются под влиянием взаимодействия ре­бенка со взрослыми, его собственной деятельности и общения со сверстниками. Этот принцип направляет исследователя и на анализ влияния конкретных куль-

турно-исторических условий на развитие психики детей, на становление их личности.

Диалектический подход к изучению развития психи­ки ребенка предполагает и осуществление принципа де1 ерминизма—причиной обусловленности тех или иных изменений определенными факторами внешнего и внутреннего порядка, взаимосвязи всех сторон психиче­ского развития.

  • Глава 2.11. Средства контроля, измерений и учета
  • Психические приветствия негативно ориентированных сущностей
  • ЮРОДСТВО КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОТЕСТ 4 страница
  • Зайцева А.
  • Одиннадцать 4 страница. Лучшее, до чего я смог додуматься, - это междугородний звонок Рейчел в Южную Каролину
  • містовий модуль 1. Тема: Сутність змісту робіт в організації
  • Минут спустя.
  • Географическое распространение. щимися видами, и могло подвергнуться нападению различных до известной степени врагов
  • Исключительные права на средства индивидуализации товаров и их производителей
  • Глава 85. Консультирование
  • Американский дом: место для жилья
  • Боюсь, что Азумандиас все-таки выследил нас. Или тот, которого зовут Аномиус.
  • САМОСТІЙНА РОБОТА
  • Нанеси на волосы кефир или простоквашу, втирая в кожу головы, смой теплой водой через 15 минут.
  • Пропаганда здорового образа жизни
  • Раннее распознавание психических заболеваний. Инициальный период шизофрении. Оценка риска суицидального и социально опасного поведения больных.
  • X. Сигналы тревоги и специальные указатели
  • Обязательное приостановление производства по делу имеет место при таких обстоятельствах, которые всегда препятствуют дальнейшему развитию процесса.
  • Справка 9.2. Физиологическая лаборатория для исследования условных рефлексов
  • тбор собак.