Текст № 2. А.С. Кармин. «Золотое правило» нравственности

В древнем родоплеменном обществе нравственные принципы имели строго нормативный характер и мало отличались по содержанию от диктуемых мифологическими и магическими представлениями ритуальных правил поведения, табуаций, обрядовых процедур. Они были обязательными для «своих», т.е. для членов данного племени, а «чужие», не соблюдающие их, вызывали подозрения и вражду. По отношению к «чужим» разрешалось делать то, что считалось недопустимым по отношению к «своим» - обман, воровство, похищение женщин и пр.

С развитием связей между соседними родами и племенами возникает необходимость как-то регламентировать их взаимоотношения. Постепенно складываются правила, ограничивающие кровопролитие. Одним из таких правил стал талион - принцип, выраженный формулой: «жизнь за жизнь, око за око». Талион регулирует отношения не между личностями, а между родами. Он требует кровной мести, но устанавливает ее меру: за зло, причиненное своему роду чужим родом, надо отплатить таким же злом. Если «чужак» поранил «нашего», то надо в отместку поранить кого-нибудь из рода этого «чужака». За убийство сородича надо отомстить убийством кого-либо из племени убийцы. Обычай кровной мести держится и доныне в некоторых отсталых этнических культурах.

Идея равного возмездия, лежащая в основе талиона, явилась исторически первым представлением о справедливости,которая должна одинаково распространяться и на своих, и на чужих. Но с появлением городов и государств с разноплеменным населением родовые связи ослабляются.

Род распадается на отдельные семьи, и обязанность всех его семей нести ответственность за действия какого-то одного из членов рода становится тягостной и мешающей вести повседневные хозяйственные работы. В этих условиях талион изживает себя. В религиозно-философских исканиях у разных народов (в Китае, Индии, Греции) с середины первого тысячелетия до н. э. на смену талиону стало выдвигаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Люди разных стран и эпох приходили к одинаковому по своей сути пониманию этого правила, хотя и выражали его в различных формулировках.

Конфуций (Китай, VI в. до н.э.): «Чего сам не желаешь, того не делай другим».

«Махабхарата» (древнеиндийский эпос, V в. до н.э.): «Те поступки других людей, которые человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть сам не делает другим».

Хилел (древнеиудейский «учитель законов»): «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе».

Фалес (Древняя Греция, VI в. до н.э.) на вопрос, как прожить жизнь наилучшим и наисправедливейшим образом, отвечал: «Если мы сами не будем делать того, что порицаем в других».

Сенека (Древний Рим, I в. до н.э. - I в. н.э.): «Что ты другим, - того же от других ты жди».

Эпиктет (Древняя Греция, I - II вв.): «Чего не желаешь себе, не желай другим».

Евангелие от Матфея (7:12): «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...»

Русские пословицы: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай»; «Что людям желаешь, то и сам получаешь»; «Как аукнется -так и откликнется» и др.



Нетрудно заметить, что «золотое правило» выражается вдвух формах: позитивной («Делай, поступай...») и негативной («Не делай, не поступай...»).

В Новое время «золотое правило» формулировалось и толковалось Т. Гоббсом, Дж. Локком, И. Гердером и многими другими мыслителями. Гоббс выражал его в негативной форме («Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе») и считал, что оно есть «закон всех людей», к которому сводятся все естественные законы. Локк давал ему позитивную формулировку («Всякий должен поступать с другим так, как он хочет, чтобы с ним поступали другие») и называл его «непоколебимым нравственным началом», «основой всякой общественной добродетели». Категорический императив Канта также является, по сути дела, обобщенной формулой «золотого правила», которую Кант считал более совершенной, так как она свободна от недостатков последнего. По Канту, недостатки «золотого правила» таковы: во-первых, оно допускает пассивно эгоистическую позицию («я для вас ничего не сделаю, и мне от вас ничего не нужно»); во-вторых, прямо не требует добрых поступков («мне не надо добра - и другим его не окажу»); в-третьих, оно не выражает зависимости желаний и действий от разума (можно действовать неразумно по отношению к другим и желать, чтобы они тик же неразумно относились к тебе).

«Золотое правило», в отличие от талиона, регулирует отношения между самостоятельными личностями. В нем воплощается более развитое понимание справедливости, чем в талионе. Оно требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению со всеми другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми.

Источник: Кармин, А.С. Культура социальных отношений / А.С. Кармин. - СПб., 2000. - С. 48 - 50.

Текст № 3. Фома Кемпийский. «О подражании Христу»

Примечание. «О подражании Христу» - одна из самых известных и распространенных книг позднего Средневековья (она стала известна около 1418 г.). Автором книги по традиции считается Фома Кемпийский - Томас Хемеркен или Хамеркен (около 1380-1471 гг.), живший в Германии. Фома Кемпийский большую часть жизни провел в монастыре, где занимался перепиской книг и писанием собственных трудов.

О Наисладчайший и Наивозлюбленнейший Господи! Благоговейно желаю без промедления принять Тебя! Ведомы Тебе немощь и нужда, в которых пребываю. Известны Тебе нечестие мое и пороки мои, в которых погряз я. Знаешь Ты, как часто бываю я подвержен напастям, скорбям, искушениям, смятению и осквернению. К Тебе обращаюсь я за исцелением, Тебя прошу дать мне утешение и облегчение. К Тебе, Всеведущему, взываю! Тебе открыто все, что сокрыто в душе моей! Ты Один можешь дать мне истинное утешение и спасительную помощь. Ты ведаешь, как беден я добродетелями, и знаешь, чего мне больше всего недостает.

Вот, предстою пред Тобою, нищ и наг, прошу о благодати Твоей и умоляю о милосердии Твоем. Напитай нищего раба Твоего, алчущего духовной пищи, растопи лед души моей пламенем любви Твоей, устрани слепоту мою светом твоего присутствия! Сделай все земное для меня горьким, дай силы с терпением переносить все напасти и преодолевать все препятствия, позволь мне презреть все дольнее и все сотворенное. Вознеси сердце мое к небесам и не оставь блуждать по земле. Да буду устремлен я к Тебе Единому отныне и до скончания века, ибо только Ты Один для меня пища и питие. Ты Один любовь моя и радость моя, услада моя и благо мое!

Источник: Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры / Сост. Г.В. Гриненко. - М., 1998. - С. 443-444

Текст № 4. Джаноццо Манетти. «О достоинстве и превосходстве человека»

...Заявляем и утверждаем без всяких сомнений, что мир создан всемогущим Богом из ничего и ради людей...

Уже всевышний Отец, Бог-Творец создал по законам мудрости мировое обиталище, которое нам кажется августейшим храмом божества. Наднебесную сферу украсил разумом, небесные тела оживил вечными душами. Грязные, загаженные части нижнего мира наполнил разнородной массой животных. Но, закончив творение, пожелал мастер, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы, любил бы ее красоту, восхищался ее размахом. Поэтому, завершив все дела, ... задумал наконец сотворить человека. ...И поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные». О, высшая щедрость Бога-Отца! О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет!

Источник: Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры / Сост. Г.В. Гриненко. - М., 1998. - С. 466-467

Текст № 5. Жан-Поль Сартр. «Экзистенциализм - это гуманизм»

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистенциализма. Это и называется субъективностью, за которую нас упрекают. Но что мы хотим этим сказать, кроме того, что у человека достоинства больше, нежели у камня или у стола? Ибо мы хотим сказать, что человек прежде всего существует, что человек - существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек - это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия. Не таким, каким он пожелает. Под желанием мы обычно понимаем сознательное решение, которое у большинства людей проявляется уже после того, как они из себя что-то сделали. Я могу иметь желание вступить в партию, написать книгу, жениться, однако все это лишь проявление более первоначального, более спонтанного выбора, чем тот, который обычно называют волей. Но если существование действительно предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.

Источник: Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры / Сост. Г.В. Гриненко. - М., 1998. - С. 571

Текст № 6. М.Л. Гаспаров. «Занимательная Греция»

  • Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах
  • Эстетика потолочной и настенной плитки из зеркала
  • ОРГКОМИТЕТ. ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА
  • Фрекен Смилла и её чувство снега 17 страница
  • Запись 86
  • РИТОРИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • Глава 10. Пища для размышлений
  • книга
  • Помнишь, ты хотела попробовать? Сейчас подходящий момент.
  • Транснациональные корпорации и транснациональные банки
  • адача № 20
  • Рада Михайловна Грановская 28 страница
  • ИЗГОТОВЛЕНИЕ МИНИ-ПРУДОВ
  • - Белла, ты собрала свои вещи? – уже не в первый раз спрашивала Рене, стоя у двери моей комнаты. 7 страница
  • Зрительный анализатор
  • Глава первая. Каждый хотел бы долго жить, но никому не хочется стареть.
  • Тема:Запуск програми, вікно програми, робота з меню та набором інструментів Paint
  • Элементы обязательства по перевозке. Права и обязанности сторон
  • Аэропорт
  • КАБЕЛЬ ОКБ-T