Учитель

I. Каждый, кто передает к.-л. знания, является У. (ср. 1Пар 25:8; Притч 5:13). В Библии У. названы в первую очередь люди, призванные открыть людям Божью волю и привести их к познанию истины (Моисей: Исх 24:12; Захария: 2Пар 26:5 и др.). В Дан 12:3 восхваляются праведные У. (в Синод. пер. - "разумные"). У. же, к-рые уводят людей от Бога (Иер 8:9), будут осуждены.

II. Книжники (=У. Писания) как особая социальная прослойка появились среди евреев лишь после вавил. плена. Одним из первых книжников был Ездра (Езд 7:11). Их основной задачей было толкование ВЗ и они пре-пятствовали проникновению в мировоззрение и жизненный уклад евреев эллинистич. язычества. Книжники считали своей обязанностью предписывать евреям, как им следует поступать в каждом конкретном жизненном случае, чтобы не нарушить Писание. Тем самым они разработали свод казуистич. правил, ставший для народа тяжелейшим бременем. Именно это в первую очередь послужило причиной разногласий Иисуса с книжниками (Мф 7:1 и след.; 23:23 и след.; Мк 2:23 - 3:6 и пар.).

III. В НЗ упоминаются разные У.: 1) еврейские У. (Лк 2:46; Ин 3:10); 2) Иоанн Креститель (Лк 3:12); 3) все евреи (Рим 2:20); 4) все христиане (Евр 5:12); 5) Павел как У. язычников (1Тим 2:7; 2Тим 1:11); 6) христиане, занимающиеся учительством как особым церк. служением (-> Должность; Деян 13:1; 1Кор 12:28 и след.; Еф 4:11); 7) но в первую очередь У. назван Иисус Христос.

IV. Иисус-Учитель: 1) Иисус не только проповедовал Благую Весть о Царстве Божьем и исцелял немощных; Он, подобно книжникам, учил в синагогах (Мф 4:23; 9:35) и в храме (Мф 26:55; Мк 12:35). Он учил народ и Своих учеников (Мф 5:1,2), как это делали и книжники (Мк 2:18). Как и они, Он черпал материал для Своего учения в ВЗ (Мф 5:21; 15:3; 22:37); подобно им, Он зачитывал отрывок из Свящ. Писания стоя, а излагал его сидя (Лк 4:16; ср. также Мф 5:1 о начале -> Нагорной проповеди). Наиб. часто встречаются такие формы обращения к Иисусу, как "Господь" и "Учитель" [греч. дидаскале, Мф 8:19; 19:16 и др.] или -> "Равви", "Раввуни" (Мк 10:51 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Ин 20:16). Никодим называет Его "Учителем, пришедшим от Бога" (Ин 3:2). У. Иисус признавался и в народе, и отчасти среди книжников (Мф 22:16; Мк 12:32 и след.). Евангелия свидет-вуют о том, что окружавшие оказывали Ему такое же почтение, как и книжникам. В первую очередь это относится к Его ученикам (Мф 26:17 и след.; Мк 4:35,36; 6:37; 11:1 и след.; Ин 4:8); 2) и все же деяния и учение Иисуса столь резко отличались от того, что делали и чему учили книжники, что у последних это вызывало сильное недовольство, переросшее со временем в непримиримую ненависть. Иисус не только не получил необходимого У. образования, но и учил народ, не будучи уполномочен на это к.-л. религ. инстанцией (Мф 13:54; Ин 7:15 и др.). Он был последовательным противником всякой казуистики, сковывавшей человека цепями внешней законности. Иисус требовал от человека любить Бога и ближнего (Мф 22:37,39), призывал повиноваться Божьей воле. Он прежде всего не поучал, а выступал провозвестником Царства Божиего, потому что уже "ис-полнилось время" (Мк 1:15). Он учил с властью Св. Духа (ст. 22; Мф 7:29) и противопо-ставлял прежним толкованиям Свящ. Писания Свое собств.: "А Я говорю вам" (Мф 5:21 и след.). Исключительность Его деяний и учения была обусловлена Его личностью - Он есть "путь и истина и жизнь" (Ин 14:6). Как Сын Божий и воплощ. Слово Божье, Иисус требовал от Своих учеников самоотречения, совершенного послушания (Мф 16:24,25) и безусловного следования за Собой (Мф 19:21). Его речи повергали слушателей в крайнее удивление и изумление (Мф 7:28; Мк 6:2; Ин 7:15). Учение Иисуса равнозначно Откровению. Он наделен исключит. авторитетом: "Один у вас Учитель - Христос" (Мф 23:8). Ответом же книжников было: "Он богохульствует. Он повинен смерти!" (Мк 14:64).



V. Учителя в раннехрист. Церкви: 1) по воле Иисуса Его ученики тоже учили народ еще при Его жизни (Мк 6:30), а после Своего воскресения из мертвых Он заповедал им продолжать учительство (Мф 28:20). Первоочередной задачей учеников Иисуса была проповедь спасения во Иисусе Христе. Апостолы проповедовали и учили о "покаянии перед Богом и о вере в Господа нашего Иисуса Христа" (Деян 20:20,21). Кр. того, благовествуя народу Израиля (Деян 9:20-22), они постоянно доказывали на основании Свящ. Пи-сания, что Иисус - это обетов. Мессия (см. Ев. от Матфея). Их учение заключалось не столько в изложении фактов, относящихся к спасению, сколько в призыве принять Христа и примириться с Богом; 2) на У., наряду с апостолами, пророками и евангелистами, бы-ла возложена в Церкви особая миссия (-> Должность) (Деян 13:1): они должны были не только возвещать Благую Весть, но и разъяснять суть проповеди Христа, Его искупит. смерти и воскресения, так чтобы учение Христа проявлялось в жизни верующих. Обязанности У. тесно переплетаются с обязанностями -> пастыря (Еф 4:11), возвещаемое им учение основано на особом даре Св. Духа (1Кор 12:28). У. должен постоянно пребывать в "учении" (Рим 12:7; 2Тим 4:2) и преподавать слово истины, "вразумляя бесчинных, утешая малодушных и поддерживая слабых" (1Фес 5:14; 2Тим 2:15). Иаков, указывая на огромную ответственность, ложащуюся на плечи У., предостерегает от чрезмерного стремления к учительству (Иак 3:1); в Евр 13:17 звучит призыв к повиновению У., к-рым однажды придется дать отчет Богу о вверенных им членах Церкви. Христиане должны помнить их слова и подражать их вере (ст. 7). Ср. -> Увещание; 3) в Тит 2:3 и след. говорится о том, что умудренные жизнью женщины должны советом, делом и собств. примером "учить добру" своих детей, внуков и других членов семьи. Но подобное учительство не имеет ни-чего общего с публичными выступлениями в Церкви, запрещ. им ап. Павлом (1Кор 14:34; 1Тим 2:12). Ср. -> Богослужение (V,3); 4) в Библии звучит настойчивое предостереже-ние от влияния лжеучителей (2Тим 4:3; 2Пет 2:1), говорящих лишь то, что угодно их слушателям, и ставших ради "мзды неправедной" наследниками Валаама (ст. 15). Ср. -> Проповедь, проповедовать, проповедник.

  • Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества
  • Семья Робинзона. – Его побег из родительского дома 4 страница
  • Сделай шаг веры
  • Федор Михайлович Достоевский 42 страница
  • Порядок проведения Конкурса. Добровольческих отрядов Пермского края
  • Аналоговая телефонная сеть
  • Отступление от сюжета: некоторые фрагменты истории тайной войны стран НАТО против СССР в 50-х годах прошлого столетия. 3 страница
  • Андрей ЧЕРНОВ.
  • ТЕМА 12. Надзор за исполнением законов об ответственности за административные правонарушения
  • Операции при заболеваниях уха. 125. Общий вид слизистой оболочки при тимпанотомии.
  • Яка з наведених категорій застосування комутаційних низьковольтних апаратів у колах змінного струму характеризує пуск і вимкнення електродвигунів з короткозамкненим ротором?
  • ÐÏࡱá> þÿ ;[1] þÿÿÿ}ÿ€ÿ€[1]ÿ[1]€ ÿ € ÿ 62 страница
  • Вопрос №4. Творческая работа на уроках чтения.
  • Совет для персонажа #3: Используйте межличностный циркумплекс
  • Без классификации
  • Глава 16. Проблемное прошлое.
  • Преступление и наказание 7 страница
  • Глава IX ЧЕЛОВЕК И ДРУГИЕ ПОРЯДКИ СУЩЕСТВОВАНИЯ
  • НАЙПРОСТІША МОДЕЛЬ ПОЛІТИЧНОЇ СИСТЕМИ
  • Постулаты Эйнштейна и их развитие