ЗАПОВЕДИ-ПРЕДПИСАНИЯ

1. «Помни, что Всевышний сделал Мирьям в дороге, когда вы выходили из Египта» (Дварим 24:9)

Тора обязывает нас вслух вспоминать о наказании, которому подверглась Мирьям за грех злословия против Моше-рабену. Однако известно, что несколько факторов смягчили серьезность ее греха, а значит, и суровость наказания:

а) Мирьям говорила о своем брате, которого очень любила;

б) она рисковала жизнью, чтобы спасти Моше, когда тот был ребенком;

в) она вырастила его;

г) она фактически не сказала ничего, унижающего Моше, а просто преуменьшила степень его величия;

д) Мирьям произносила лашон-hара не в присутствии Моше, а значит, он не был смущен;

е) она не злословила о Моше публично, но беседовала наедине с Аароном, братом ее и Моше;

ж) Моше-рабену был образцом скромности, и его не задели бы слова Мирьям, если бы ему их передали.

И все же, несмотря на эти извиняющие обстоятельства и на свою праведность, Мирьям была поражена особой болезнью, напоминавшей проказу.

Тот, кто совершает грех лашон-hара, должен всегда помнить о наказании, которому подверглась Мирьям (

2. «Люби своего ближнего, как самого себя» (Ваикра 19:18)

Тора обязывает нас беречь собственность и достоинство других людей в не меньшей степени, чем свою собственность и свое достоинство. Произнося или слушая лашон-hара, человек показывает, что не любит того, о ком идет разговор, во всяком случае, любит не так, как себя. И хотя каждый из нас может осознавать свои недостатки, все же мы не желаем, чтобы кто-то говорил о них с другими людьми. Поэтому можно смело предположить, что, если кто-то говорит о чужих недостатках, «владелец» этих недостатков хотел бы, чтобы слушатели не поверили этому рассказу. Поэтому и мы не должны ни рассказывать, ни верить рассказам подобного толка.

Произносящий лашон-hара нарушает заповедь, предписывающую любить ближнего.

3. «По справедливости суди своего ближнего» (Ваикра 19:15)

Эта заповедь обязывает нас к следующему: если мы видим, что человек совершает действия, которые нами могут быть истолкованы или к его осуждению, или в его пользу (оправдывая или извиняя его поступок), то надо выбрать второй путь. Другими словами, когда человек, соблюдающий заповеди, совершает какой-то поступок или произносит какие-то слова, причем шансы получить благоприятный и неблагоприятный приговор (с нашей стороны) равны, мы обязаны решить дело в его пользу. Причем, если этот человек славится своим благочестием, то дело должно решиться в его пользу, даже если неблагоприятные факторы перевешивают. И если мы все же полагаем, что этот человек совершил неправильный поступок, о чем сообщаем другим людям, то, кроме нарушения запрета на лашон-hара, мы нарушаем заповедь, поскольку не выполняем предписание «по справедливости суди ближнего».

Часто рассказ о событии представляет собой изложение ряда фактов, имевших место в действительности, но слова или действия, на которые ссылается рассказчик, выдергиваются из контекста события, т.е. препарируются таким образом, что начинает вырисоваться совершенно иная картина. Понятно, что в результате такой интерпретации правда искажается. А значит, подобная интерпретация недопустима.



Есть еще одно обстоятельство: иногда слова или поступки произносятся или совершаются людьми в состоянии аффекта, они никогда бы их не произнесли и не совершили, находясь в обычном состоянии. Было бы несправедливо судить о таких людях, судя по их поступкам, без учета всех обстоятельств.

4. «Если твой брат обеднеет и придет у тебя в упадок, то поддержи его, и будет он жить с тобой» (Ваикра 25:35)

Тора обязывает нас оказывать финансовую поддержку еврею, чтобы он не обеднел. Допустима любая форма: заем, устройство на работу. Если некто оговаривает человека, в результате чего тот теряет работу или заработок, то тем самым он нарушает и приведенную заповедь.

5. «Увещевай своего ближнего» (Ваикра 19:17)

Если кто-то начинает при нас злословить на другого человека, и мы, вместо того чтобы остановить его, содействуем ему, слушая его рассказ, – мы нарушаем приведенную заповедь.

Важно помнить, что прервать собеседника, открывшего рот для лашон-hара, надо сразу, как только мы поняли, что он собирается произнести лашон-hара. Не нужно ждать, когда он закончит говорить. Каждое слово лашон-hара – это отдельное нарушение. И не только с его стороны, но и с нашей. Поэтому наша обязанность – остановить человека, не дать ему впасть в грех.

6. «К Нему стань ближе» (Дварим 10:20)

Эта заповедь требует находиться в обществе знатоков Торы, чтобы учиться на их примере. Тот, кто оставляет общество праведных людей и присоединяется к тем, кто произносят лашон-hара, нарушает указанную заповедь.

7. «Мое святилище чтите» (Ваикра 19:30)

Заходя в синагогу или в бейт-мидраш (заведение, где учат Тору), мы обязаны вести себя почтительно, так как эти места являются уменьшенной моделью Храма. Любой, кто злословит в синагоге или в бейт-мидраше, нарушает эту заповедь.

8. «Вставай перед сединой, уважай старца» (Ваикра 19:32)

Этот стих требует от нас уважать знатока Торы, даже если он не достиг преклонных лет, а также уважать пожилого человека, даже если он не мудрец. Произносящий лашон-hара по отношению к знатоку Торы или пожилому человеку в его присутствии нарушает эту заповедь.

9. «Освяти его» (Ваикра 21:8)

Этот стих обязывает нас оказывать уважение священникам (коhаним, в ед.ч. коhэн), прямым потомкам Аарона, брата пророка Моше. Если мы произносим лашон-hара о коhэне в его присутствии, мы нарушаем приведенную заповедь.

10. «Чти своих отца и мать» (Шмот 20:12)

Тора обязывает нас уважать своих родителей. Если кто-то злословит о своих родителях, то он нарушает эту заповедь. Приведенный отрывок относится и к старшему брату, его тоже надо уважать.

11. «Всевышнего бойся» (Дварим 10:20).

Мы обязаны осознавать, что Всевышний, от Которого нельзя скрыть ни одно наше действие, ни одно слово, ни одно движение души, воздаст нам за каждый грех. Тот, кто небрежен в своей речи, нарушает, ко всему прочему, еще и эту заповедь.

12. «И повторяй (эти слова) своим сыновьям. И произноси их, сидя в своем доме и идя дорогой, ложась и вставая» (Дварим 6:7)

Любое слово Торы, которое мы изучаем, – само по себе выполнение заповеди. И наоборот, произнося одно слово лашон-hара, мы совершаем особый грех, растрачивая впустую время, отведенное нам на изучение Торы.

Награда за выполнение заповеди изучения Торы необычайно велика, она соразмерна сумме всех наград за выполнение остальных заповедей. Причем каждое слово этого изучения считается выполнением самостоятельной заповеди (т.е., сколько слов мы изучили – столько получим наград). Но раз так, то верно и обратное утверждение: наказание за уклонение от изучения Торы равно наказанию за невыполнение всех остальных заповедей.

Представ перед Небесным судом, каждый из нас будет держать ответ за все случаи уклонения от изучения Торы. Если причиной была работа по обеспечению нужд семьи, то обвинение будет снято. Но не будут приняты во внимание случаи, когда человек, вместо учебы, занимался произнесением лашон-hара. Злословие – это не работа, а в лучшем случае пустая трата времени. Вот за эту трату времени он и будет судиться как человек, уклонявшийся от учебы.

13. «Сторонись неправды» (Шмот 23:7)

Если мы произносим о ком-то лашон-hара да еще приукрашиваем описываемое событие, добавляя вымышленные детали, тем самым мы нарушаем приведенную заповедь.

14. «Иди Его путями» (Дварим 28:9)

Мы должны следовать путям Всевышнего. Это означает, что примером для подражания нам следует взять Его Самого и Его поступки. Например, Он милосерден и проявляет сострадание. Значит, мы обязаны стремиться к тому же.

Среди атрибутов Всевышнего есть и ненависть к лашон-hара. Это мы видим по такому эпизоду из Танаха. Стены Йерихо, первой крепости на пути евреев, входящих в Святую землю, пали в субботу. Всевышний запретил брать что-либо из трофеев города. Чуть позже еврейская армия проиграла битву под городком Аай. Причем предводителю еврейского народа Йеошуа бин Нун было сказано, что поражение явилось наказанием за нарушение запрета. Йеошуа спросил, кто нарушитель, но Всевышний ответил: «Разве Я доносчик?.. Сам найди преступника». Пришлось евреям бросать особый жребий, который показал на преступника, после чего тот сознался в прегрешении.

Любой, доносящий и злословящий, не может считаться человеком, который следует путям Всевышнего, ибо он является нарушителем приведенной заповеди.

Часть 2
Законы лашон-hара

Глава 1

1. Позорящие слова – правда и ложь

Запрещено говорить любые слова, унижающие других. Если унижающее заявление правдиво, оно считается лашон-hара. Если оно лживо, то перед нами клевета. Во втором случае нарушение намного страшнее (ведь известно, что чести оклеветанного человека наносится больший урон, чем если бы о нем говорили правду).

Надо из раза в раз повторять, что лашон-hара – это правда, унижающая другого человека. Наиболее распространенная форма защиты от упрека в этом грехе звучит так: «Но ведь я сказал истинную правду!» Наш ответ: если ты сказал правду, то знай, что именно правда превращает твои слова в злословие, т.е. лашон-hара.

  • All the sentences in this exercise are about the future. Put the verbs into the correct form: Future Simple or Present Simple.
  • Второй цветок
  • Удачливый таксист
  • Answer the questions. Write the number of the paragraph where you found the answer.
  • Проверка и настройка.
  • IV. Субъекты и уровни органа студенческого самоуправления.
  • Необъяснимые отверстия в стёклах
  • Время отставления.
  • АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС
  • Когда пишешь черновик, действуй по схеме
  • Структура генома
  • ТИМЕЙ»: 10 450 ГОД ДО Н. Э.
  • Кондак 6 9 страница
  • Уточнение коэффициента нагрузки
  • Святитель Игнатий БРЯНЧАНИНОВ.
  • УПРАЖНЕНИЯ В МУДРОСТИ
  • Информатизация общества
  • Дворец Культуры им. С.М. Кирова
  • Принципы системы профессиональной подготовки
  • Духовники совсем заврались!