Интонация

Интонация– важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл. С помощью интонации мы выражаем различные коммуникативные цели: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т. е. прямому смыслу фразы. Кроме того, интонация несет важную информацию о человеке: о его настроении, об отношении к предмету речи и собеседнику, о его характере и даже о профессии. Это свойство интонации было отмечено уже в древности. Так, Абуль-Фараджа (XIII в.) писал: «Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, несомненно, чем-то глубоко опечален; кто говорит слабым голосом – робок, как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, – глуп, как коза».

Человек, говорящий на родном языке, легко различает самые тонкие оттенки интонации на слух, но часто не умеет воспроизводить их в собственной речи. Вообще публичная речь большинства людей характеризуется интонационной бедностью, что проявляется в монотонном и однообразном интонационном оформлении высказываний. Для того чтобы овладеть интонационными средствами во всей их полноте, необходимо понять сущность этого сложного феномена.

Прежде всего необходимо усвоить, что интонация – это комплексное средство языка, которое реализуется в устной речи и служит для:

• выражения связи между словами в предложении, обеспечивая единство связанных по смыслу слов (организующая функция);

• разбиения предложения (и потока речи) на смысловые отрезки (делимитативная функция);

• выделения наиболее важных речевых единиц (кульминативная функция);

• выражения цели высказывания – утверждение, вопрос, восклицание, побуждение (иллокутивная функция).

С помощью интонации передается информации об эмоциональном состоянии говорящего, его настроении, физическом состоянии и, самое главное, его отношении к предмету речи и к слушателю.

Комплексным средством интонацию называют потому, что для выполнения перечисленных функций используются различные по своей природе средства, которые тесно взаимосвязаны. К числу таких средств относятся мелодика, синтагматическое членение, паузация, фразовая акцентуация, громкость, темп и тембр, называемые компонентами интонации.

Главным компонентом является мелодика,т. е. изменение высоты тона на протяжении высказывания. Этот компонент настолько важен, что иногда его полностью отождествляют с интонацией и называют интонацией в узком смысле слова, например говорят о вопросительной, восклицательной, утвердительной и т. д. интонации. Кроме того, поскольку голос является «материальным носителем» мелодических изменений, мелодику (и интонацию в целом) часто ошибочно отождествляют с голосом, например, говорят о «нежной, грубой, жесткой и т. п. интонации», приписывая ей свойства, которыми характеризуется именно голос.

При всем многообразии потенциально возможных мелодических изменений для русского языка важны два основных типа мелодики: нисходящая и восходящая.



Нисходящая мелодика характеризуется понижением высоты голоса и используется в повествовательных и побудительных предложениях, а также в вопросительных предложениях с вопросительным словом и некоторых типах восклицательных предложений.

Восходящая мелодика характеризуется повышением высоты тона и свойственна вопросительным предложениям без вопросительного слова (общий вопрос), а также реализуется в неконечных частях распространенного высказывания и некоторых восклицательных предложениях.

Безусловно, в звучащей фразе реализуются и другие типы мелодических изменений, например восходящее-нисходящее или нисходяще-восходящее, возможны также отрезки речи, характеризующиеся ровным движением тона. Однако важными для различения смысла высказывания являются прежде всего два указанных основных типа, что можно продемонстрировать на примере следующего анекдота.

Судебное заседание закончилось вынесением вердикта: считать гражданина Рабиновича виновным в оскорблении его соседа Зильбермана; обязать ответчика принести публичные извинения пострадавшему. Рабинович искренне раскаялся и выразил готовность здесь же исправить положение.

– Зильберман честный человек? Зильберман не мошенник? – эмоционально начал он.

– Так не пойдет! – остановили его.

– Я что-то не пойму: мы договорились о словах или мелодии? – возразил хитрец[37].

Основными показателями, с помощью которых оценивается характер мелодических изменений во фразе, являются интервал изменения тона, а также общий тональный диапазон фразы. Интервал – это величина изменения тона (повышения или понижения). Так, общий вопрос характеризуется большим интервалом повышения тона по сравнению с тем, которое происходит в незавершенных частях высказывания. Считается, что величина интервала изменения тона определяет экспрессивную окраску фразы.

Тональный диапазон – это разность между минимальной и максимальной высотой тона в пределах высказывания. Как мы уже говорили, величина тонального диапазона характеризует прежде всего голос, однако использование в речи всех возможностей тонального диапазона способствует повышению ее выразительности.

Если интервалы изменения тона незначительны или если речь характеризуется небольшим тональным диапазоном, то у слушателей возникает ощущение монотонности речи. По мнению психологов, у человека, слушающего монотонную речь, включается охранительное торможение нервной системы, что приводит к рассеиванию внимания и утомлению. Информация, преподнесенная монотонно, воспринимается слушателями более придирчиво, критично, самые сильные аргументы расцениваются как неубедительные, примеры кажутся невыразительными. Человека, говорящего таким тоном, начинают подозревать в безразличии к обсуждаемой проблеме и партнерам.

Важными компонентами интонации являются синтагматическое членение и паузация.

Синтагматическое членение– это разбиение высказывания на смысловые отрезки, которые в устной речи характеризуются обособленным интонационным оформлением. Эти отрезки являются интонационно нечленимыми и называются фонетическими синтагмами (другое, устаревшее название – «речевые такты»). Поскольку главным (но не единственным) средством синтагматического членения является мелодика, то его называют также интонационным или мелодическим (ритмико-интонационным или ритмомелодическим).

Одним из средств синтагматического членения является пауза(перерыв в звучании), которая, однако, не всегда сопровождает выделяемые границы синтагм. Более того, слушатели часто слышат паузу там, где ее нет, и наоборот, не воспринимают реально присутствующий в речевом сигнале перерыв в звучании. Это говорит о том, что паузы в речи выполняют не только (и не столько) функцию ее членения на синтагмы, но и некоторые другие функции. В связи с этим можно считать паузацию относительно самостоятельным интонационным средством и определить ее как расстановку пауз (перерывов в звучании).

В зависимости от того, каким образом высказывание разбивается на синтагмы, его смысл может существенно изменяться. Широко известным примером является фраза «Казнить нельзя помиловать». Заметим, что эффект паузы при произнесении этого высказывания возникает не столько потому, что, например, после слова «казнить» делается перерыв в звучании, а именно потому, что это слово характеризуется определенным мелодическим оформлением, – мелодика на этом слове является нисходящей. Если же мы объединяем в синтагму два слова («Казнить нельзя»), то в этом случае мелодика понижается на слове «нельзя». Вы легко сможете произнести эту фразу, мелодически оформив ее указанным образом, но не делая перерыва в звучании, т. е. паузы, – смысловой эффект будет одним и тем же.

Таким образом, синтагматическое членение речи служит для выражения смысловых отношений между словами в высказывании, а основным средством синтагматического членения является мелодика.

Продемонстрируем это еще на одном примере. Произнесите фразу: «Американцы работают, если платят хорошо». А теперь – фразу: «Русские работают. Если платят, хорошо».

Паузаслужит не столько средством разбиения высказывания на синтагмы, сколько, во-первых, средством, облегчающим восприятие и понимание речи, а во-вторых, средством привлечения внимания к отдельным фрагментам высказывания. Паузы необходимы, чтобы дать слушателям возможность осмыслить услышанное, поэтому если в речи паузы слишком короткие или отсутствуют совсем (такое иногда случается, если время речи ограничено), то слушатель может «потерять» часть передаваемой ему информации. Слишком большое количество пауз, а также паузы большой длительности, как правило, раздражают слушателя и мешают адекватно воспринимать смысл передаваемого сообщения, потому что, слушая такую речь, можно потерять нить рассуждений.

Существуют грамматические паузы и паузы хезитации.

Грамматическая пауза (ее называют также логической) диктуется лексико-грамматической структурой предложений и сопровождает, как правило, группы слов, тесно связанных различными типами синтаксической связи; например, определение с определяемым словом (большой дом), сказуемое с дополнением (строит дом), сказуемое с обстоятельством (строит быстро) и др. Пауза обязательно возникает на границе предложений. Часто (но не всегда) пауза совпадает со знаками препинания внутри предложения. Известна следующая закономерность: чем крупнее синтаксические единицы, тем больше длительность пауз между ними. Другими словами, самыми долгими являются паузы между абзацами текста, меньше по длительности паузы между предложениями, а паузы внутри предложений (между синтагмами) самые непродолжительные (их длительность зависит также от грамматического типа синтагмы).

Паузы хезитации (т. е. колебания) возникают в речи в том случае, если человек не подготовлен, не знает, что или как сказать, задумывается при выборе слов и т. п. Часто паузы хезитации наблюдаются при эмоциональной напряженности, возбуждении и т. д. Такие паузы могут возникать в любом месте высказывания и никак не связаны с его лексико-грамматической структурой. Иногда паузы хезитации случаются даже внутри слова. Часто эти паузы бывают «звучащими», т. е. наполняются звуками – «э-э-э», «м-м-м» и т. п. Паузы хезитации называют также незапланированными, поскольку они появляются в речи спонтанно, произвольно. Речь, содержащая паузы хезитации, раздражает слушателей, расценивается как признак неуверенности, некомпетентности говорящего.

Особый вид пауз – это паузы психологические, цель которых – привлечь и удержать внимание слушателя, вызвать у него интерес к сообщению. Психологические паузы могут не совпадать с синтаксическим членением предложения, но являются, как правило, запланированными. Они могут появляться как после слова, к которому необходимо привлечь внимание, так и перед ним. Роль паузы в создании художественного образа неоднократно подчеркивали известные актеры и режиссеры. Следует отметить, что и в обычной (нехудожественной) речи психологические паузы являются средством привлечения внимания. К.С. Станиславский утверждал, что интонация и пауза сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателей.

Фразовая акцентуация,т. е. расстановка фразовых акцентов в высказывании, – еще один важнейший компонент интонации. Фразовый акцент называют также фразовым ударением, противопоставляя его словесному ударению.

Различают два функционально разных типа фразовых акцентов: нейтральный и выделительный.

Нейтральное ударение реализуется в синтагме всегда (и в этом смысле оно подобно словесному ударению) и при этом всегда приходится на последнее слово синтагмы (поэтому по аналогии со словесным ударением можно сказать, что нейтральное фразовое ударение является фиксированным). Основная функция такого ударения – разграничительная (делимитативная), поскольку оно отделяет в потоке речи одну синтагму от другой.

Выделительное ударение (смысловое, логическое) реализуется в синтагме не всегда, а только в тех случаях, когда говорящий выделяет, подчеркивает слово (слова), которое представляется ему наиболее важным в смысловом отношении. В одной синтагме (фразе) могут реализоваться одновременно и нейтральное, и выделительное ударения. В зависимости от того, на какое слово падает выделительное ударение, смысл фразы может изменяться.

Например: Дети идут в школу (не в кино). – Дети идут (не едут) в школу. – Дети (не взрослые) идут в школу.

Какой бы тип ударения ни реализовался в синтагме, изменение высоты тона, характерное для того или иного типа мелодики, всегда происходит именно на слове, выделенном фразовым ударением, которое является поэтому интонационным центром синтагмы. Интонационный центр – это слово (или даже слог), на котором происходит изменение высоты тона, служащее для выражения коммуникативного типа высказывания (утверждение, вопрос, восклицание, побуждение). Другими словами, слово, отмеченное фразовым ударением (нейтральным или выделительным), всегда является интонационным центром синтагмы.

Расстановка фразовых акцентов имеет большое значение для придания речи выразительности. К.С. Станиславский считал, что фраза, совершенно лишенная ударений или, наоборот, перегруженная ими, теряет всякий смысл. Фразовое ударение – это элемент точности в речи, а речь без ударения – безжизненна. Главная задача фразовой акцентуации – прояснять внутренний смысл фразы.

Громкость– это воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания. Интенсивность звучания обычно уменьшается к концу высказывания. Более важные в смысловом отношении части предложения обычно характеризуются более высоким уровнем суммарной интенсивности, т. е. более громки, чем малозначимые части предложения.

Общий уровень громкости речи зависит от многих экстралингвистических (неязыковых) факторов.

Например, у людей разных национальностей существуют различные представления о допустимом уровне громкости речи. Европейцы постоянно обвиняют американцев в том, что те громко говорят. Американцы не стесняются говорить громко, если собеседник их не слышит, не опасаясь того, что их может услышать кто-то посторонний. Более того, они часто говорят громко, чтобы показать, что им нечего скрывать. Англичане же не склонны к такой открытости. Они развили искусство направлять голос к своему слушателю таким образом, чтобы он без значительного усиления доходил до его ушей, преодолевая окружающий шум и расстояние. Если вы говорите так, что вас слышат окружающие, то, с точки зрения англичан, вы ведете себя нескромно или так, как люди, находящиеся на низком социальном уровне. С другой стороны, негромкая речь англичан кажется американцам признаком заговорщического поведения, поэтому они могут заподозрить в англичанах возмутителей спокойствия[38].

Темп речи– скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). В фонетических исследованиях для характеристики темпа используют длительность звуков, на практике же пользуются показателем количества звуков (слогов, слов), произнесенных за единицу времени (секунду или минуту). Физиологическая закономерность изменения темпа речи на протяжении высказывания состоит в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале.

Темп речи выполняет важные смысловые функции. Он служит средством:

1) выражения степени важности содержания (более важное содержание характеризуется медленным темпом, а менее важное – быстрым темпом);

2) привлечения внимания слушающего (посредством замедления темпа);

3) облегчения понимания и запоминания (более медленный темп дает слушающему время понять и запомнить воспринимаемое содержание);

4) выражения эмоционального состояния говорящего (эмоциональные состояния, активизирующие деятельность человека, – как правило, положительные эмоции, – ускоряют темп, а эмоциональные состояния, снижающие активность, – отрицательные эмоции – замедляют его);

5) придания речи выразительности (с помощью ускорения или замедления темпа в речи отражается скорость событий, действий, о которых рассказывает говорящий; аналогично в случае, когда имитируется темп речи других лиц).

Средним значением темпа речи считается скорость произнесения, равная приблизительно 120 словам в минуту.

Тембрголоса как компонент интонации выполняет главным образом экспрессивную функцию, придавая речи эмоциональность и выразительность. Например, восхищение сопровождается придыхательным голосом, скрипучий голос передает отрицательную оценку, расслабленный – типичен для ласкового обращения (например, к ребенку), а напряженным голосом произносятся приказы (особенно запреты). Интонационный тембр определяется состоянием голосовых связок, а именно их конфигурацией и степенью напряженности. Поэтому в данном случае обычно говорят о разных качествах голоса, или типах фонации[39].

Перечисленные интонационные средства в речи выступают в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность. Умение рационально использовать компоненты интонации и реализовывать в речи различные смысловые и эмоциональные оттенки – одно из необходимых условий ораторского мастерства, которое служит предпосылкой выразительности устной речи.

Для совершенствования навыков интонационного оформления речи при чтении вслух необходимо овладеть техникой интонационной разметкитекста – своего рода интонационной транскрипцией. Процедура интонационной разметки текста состоит в следующем:

1) разметьте в тексте место пауз и их долготу. Пауза отмечается вертикальной чертой, короткая – одной, длинная – двумя. Обычно длинные паузы соответствуют знакам препинания в тексте, а короткие делаются внутри распространенных предложения между группами подлежащего и сказуемого, при однородных членах предложения, при перечислении и т. д.;

2) подчеркните те слова, на которые должен падать фразовый акцент. В тех словах, которые имеют варианты произношения, отметьте словесное ударение;

3) отметьте движение тона (т. е. мелодику) в акцентированных словах. Нисходящая мелодика отмечается стрелкой, направленной вниз, восходящая – стрелкой, направленной вверх;

4) отметьте наиболее важные отрезки текста, которые должны быть прочитаны медленно и отчетливо. Менее важные отрезки, которые следует читать быстро и «на одном дыхании», можно заключить в скобки;

5) прочитайте текст в соответствии со сделанной разметкой и проверьте, удобна ли она для чтения.

Для совершенствования навыков владения интонацией предлагаются специальные упражнения, направленные на расширение диапазона голоса и вырабатывающие умение услышать и понять разницу в интонировании при чтении текста профессиональным диктором и непрофессионалом.

  • Введение 3 страница. Выслушав от Господа объяснение шлоки атмарама, Бхаттачарйа пришел к выводу
  • Профицит госбюджета
  • Непосредственная связь между сознаниями людей
  • Domestic Chores
  • The problem of definition of phraseological word-combination. Different approaches to the classification of phraseological units.
  • Тема №9
  • Глава 9. В ЧЕРНОЙ БАШНЕ
  • Приказ №1
  • Из Писем Е. И. Рерих. 25 страница
  • Приглушенный свет создавал приятную атмосферу. Нэл уже громко дышала, постанывая с каждым последующим движением его рабочего ротика. Невероятное чувство с крыльями бабочки поднималось откуда то из 14 страница
  • Результаты игры
  • Автор сердечно благодарит педантичную Анну Полянскую, придирчивую Юлию Морозову, несравненную Ярославу Кузнецову, добросовестную Марину Гилёву и многострадальную Яну Бойченко, без чьего 15 страница
  • Глава 5. О молчании, улыбках и цене на еду.
  • Права собственности на жилое помещение.
  • ДАЛЬНЕЙШАЯ КОНКРЕТИЗАЦИЯ. Джерри Райе — прекрасный пример мощи, таящейся в самодисциплине
  • Китай: не мировая, но региональная держава.
  • Инфекционный лимфоцитоз
  • ГЛАВА 9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАПАСНЫМИ ЧАСТЯМИ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
  • Задания к упражнению 1.
  • Я освобождаюсь от потребности судить и быть правым. Я ХОЧУ увидеть совершенство в ситуации, как она есть.