Расходы бюджетной системы на науку, государственную поддержку и развитие отраслей экономики

Главное назначение всех звеньев бюджетной системы — финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.

Расходы (инвестиции) бюджета – денежные средства, направляемые на финансирование функций государства и местного самоуправления.

В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающей частью.

Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Это средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.

В развитых странах значительная часть научных исследований финансируется из государственного бюджета. Инвестиции в науку считаются приоритетными, так как научные достижения, в первую очередь, определяют духовное, социальное и экономической развитие общества.

В 1991 году Россия тратила на науку 1% ВВП и 3,9% расходной части бюджета, а в 2002 году – всего 0,4% ВВП, 2% федерального и 1% консолидированного бюджетов. Наука стала второстепенной статьей расходов бюджета. мизерное финансирование повлекло за собой нарастание застоя, а затем постепенную деградацию мощной научно-технической системы страны. В настоящее время 90-95% затрат расходуются на оплату труда и коммунальных услуг и лишь 5-10% - на приобретение научного оборудования и развитие экспериментальной базы.

Финансирование НИОКР за счет средств бюджета остается важнейшей составной частью государственного управления научно-техническим прогрессом. Однако в последние годы произошло сокращение выделения средств на эти цели.

При сохранении этих тенденций в дальнейшем произойдет окончательное разрушение единой системы науки, что негативно скажется на многих аспектах жизнедеятельности России.

При формировании бюджетов органы представительной и исполнительной власти определяют получателей ассигнований, методы финансирования государственных фондов научно-технической деятельности, распределение бюджетных средств между федеральными целевыми программами (ФЦП), федеральными органами исполнительной власти, научными организациями, государственными научными фондами.



Основными получателями ассигнований федерального бюджета являются: Министерство промышленности и науки РФ, Министерство образования РФ, другие министерства и ведомства, система научных фондов, а также ряд академий и наиболее значительные высшие учебные и научные заведения. помимо этого, через Министерство финансов РФ финансируются расходы на международные научные и информационные связи, оплату контрактов по закупке научного оборудования, оргтехники, материалов и реактивов, зарубежных научных журналов, а также на обеспечение морских экспедиций, ремонт научно-исследовательских судов для российских академий наук.

Отдельно в классификации целевых статей выделено финансирование разработок перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса.

Классификация видов расходов федерального бюджета на науку предусматривает финансирование:

- федеральных целевых программ;

- конкурсного фонда индивидуальной поддержки ведущих ученых и научных школ;

- создания компьютерных сетей связи и баз данных фундаментальной науки и техники;

- НИОКР, выполняемых соисполнителями по договорам в рамках федеральных программ;

- НИОКР, выполняемых научными учреждениями, подведомственными головному заказчику, в интересах отрасли;

- ремонта научно-исследовательских судов;

- естественных и технических наук;

- общественных наук;

- организации НИОКР в интересах научно-технического прогресса.

Главный метод бюджетного финансирования научной деятельности – сметный. Затраты на науку складываются из оплаты труда творческого персонала. Условий и материальной базы, содержания аппарата управления и обслуживания. Соответственно общая смета бюджетной научной организации содержит следующие основные разделы:

- свод расходов;

- расчет расходов на содержание аппарата управления;

- расчеты производственных показателей;

- расчеты расходов по статьям затрат;

- распределение объема затрат по видам работ, структурным подразделениям и темам.

Конкретными расходами сметы являются:

1) оплата труда (заработная плата, добавки, прочие денежные пособия);

2) начисления на фонд оплаты труда;

3) приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

4) командировки и служебные разъезды;

5) оплата транспортных, коммунальных и других услуг;

6) капитальные расходы;

7) содержание служб безопасности органов государственной власти;

8) субсидии и текущие трансферты;

9) прочие расходы.

Значительные средства государство выделяет на реформирование научно-технической сферы. Особое внимание при планировании и финансировании расходов федерального бюджета на науку уделяется следующим позициям:

- участие в международных исследованиях;

- международные научные и информационные связи;

- НИОКР;

- проведение фундаментальных исследований;

- проведение прикладных исследований в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования, искусства. Архитектуры и градостроительства;

- проведение медицинских исследований.

Кроме прямого бюджетного финансирования государство оказывает стимулирующее воздействие на сферу науки с помощью различных налоговых льгот, таких как освобождение от НДС, освобождение от налога на имущество, освобождение от земельного налога. Перечисленные налоговые льготы составляют значительные финансовые ресурсы для развития науки в стране.

Федеральные научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке долевого участия могут финансироваться также научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новой техники и технологий двойного применения. Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ имеют право устанавливать для государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных разработок.

Научные работы регионального значения могут финансироваться из территориальных бюджетов, региональных фондов поддержки научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств заинтересованных организаций. Наиболее важные региональные научные и научно-технические проекты, результаты которых предполагается использовать в других регионах, могут полностью или в порядке долевого участия финансироваться за счет средств федерального бюджета.

Расходы на экономические функции составляют третью часть расходов бюджетов РФ: это все ассигнования бюджетов, за исключением средств, используемых на финансирование традиционных государственных функций и социальной сферы. По экономическому назначению указанные расходы должны обеспечивать функционирование государственного производственного сектора и экономическое регулирование национальной экономики. Выражение «расходы на экономические функции» более правильное по сравнению с часто встречающимися в экономической и статистической литературе выражениями «расходы на экономическую поддержку промышленности», «расходы на экономические нужды» или «расходы на народное хозяйство».

Расходы на экономические функции осуществляются федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами. На внебюджетные государственные фонды приходится незначительная доля: их средства направляются на содержание материальной части фондов, инвестиционную деятельность на финансовом рынке.

Исходя из функциональной классификации расходов бюджетов РФ в группу расходов на экономические функции следует включить затраты на:

-промышленность, энергетику и строительство;

- сельское хозяйство и рыболовство;

- охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;

- транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатизацию;

- предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- обслуживание государственного долга;

- финансовую помощь бюджетам других уровней;

- пополнение государственных запасов и резервов;

- мобилизационную подготовку экономики;

- целевые бюджетные фонды производственного назначения;

- прочие расходы.

В целом затраты можно разделить на две группы:

1. Расходы на финансирование государственного сектора – содержание и эксплуатация государственного имущества (дороги, связь и т.д.). размеры и динамика данной группы определяются особенностями социально-экономического положения государства, его историческим развитием и другими факторами, т.е. чем больше госсектор, тем значительнее расходы, и наоборот.

2. Расходы на экономическое регулирование национальной экономики – это затраты: на экономическое реформирование; управление курсом национальной валюты; обслуживание государственного долга; покрытие дефицита бюджета; пополнение страховых запасов и резервов; регулирование финансовой обеспеченности регионов и др. это наибольшая по объему расходов группа, хотя и весьма непостоянная. Такие ее статьи, как облуживание государственного долга, регулирование бюджетов территорий РФ, в значительной степени обусловлены скорее не объективным, а субъективным, политическим характером.

Экономические расходы производятся как из текущего бюджета, так и из бюджета развития. Бюджет развития призван стать важным целевым финансовым инструментом расходов на расширенное воспроизводство и инновации. С его помощью органы государственной власти стимулируют привлечение в дополнение к бюджетным средствам денежных ресурсов частных инвесторов и инвестиционных институтов для реализации проектов по структурной перестройке экономики. Бюджет развития создается во всех структурах бюджетной системы, особенно на федеральном и субъективном уровнях. Удельный вес его в объеме государственных инвестиций страны пока небольшой.

Ассигнования из бюджета развития осуществляются на конкурсной, возвратной, платной и целевой основах. К важнейшим направлениям его использования относятся: производственные капитальные вложения; закупка оборудования в счет иностранных кредитов; финансовая поддержка экспорта; санация предприятий; выплаты по государственным гарантиям, предоставленным зарубежным инвесторам.

Средства бюджета развития идут на финансирование:

- экспортно-ориентированных, импортозамещающих и других инвестиционных проектов российских организаций;

- высокоэффективных инвестиционных проектов;

- инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности;

- резервного фонда бюджета развития РФ под ранее предоставленные государственные гарантии;

- прочих инвестиционных мероприятий.

Средства бюджета развития находятся под контролем органов Федерального казначейства. Плата за пользование средствами, предоставленными на возвратной основе, и суммы в их погашение вносятся в доход федерального бюджета. За нецелевое использование средств предприятия уплачивают штраф в размере, установленном законодательством. Средства из бюджета развития предоставляются тем предприятиям, которые не имеют задолженности по ранее выданным кредитам.

Финансирование объектов смешанного инвестирования (за счет средств федерального бюджета, собственных и иных источников) осуществляется в порядке, установленном для предоставления бюджетных ассигнований. Оно может осуществляться как в прямых бюджетных назначениях, так и посредством системы трансфертов и денежных кредитов. Наибольшая эффективность и гибкость достигаются при кредитах и субсидиях.

Целесообразность экономических расходов обусловлена необходимостью глобального регулирования национальной экономики, а также особой важностью ее защиты от негативных внутренних и внешних воздействий в условиях мирового товарно-денежного механизма перераспределения стоимости жизненных ценностей. Регулирование может осуществляться как путем содержания малорентабельных, убыточных сфер производства, финансирования перспективных инноваций, обеспечения баланса расходов и доходов государства, так и перераспределения стоимости между отдельными структурно-территориальными подразделениями страны.

32. Основы сметного планирования и финансирования бюджетных расходов.

Смета - это утвержденный в установленном порядке финансовый акт, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований. Основные цели сметного планирования: - увязка текущих и перспективных планов; - координация действий различных подразделений учреждения; - детализация общих целей работы и доведение их до руководителей различных уровней ответственности; - стимулирование эффективной работы руководителей и персонала предприятия; - определение будущих параметров хозяйственной деятельности; - периодическое сравнение текущих результатов деятельности с планом, выявление отклонений и причин неудовлетворительной работы.

Согласно ст. 70 БК РФ бюджетные средства расходуются по следующим направлениям [6, с.15]: - оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; - перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; - трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления; - командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ; - оплата товаров и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; - оплата товаров и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.


Роль сметного планирования заключается в том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме для любого, даже не очень сведущего в тонкостях бухгалтерского учета менеджера, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде [12, с. 50]. Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать задачи: - обеспечения бюджетных учреждений государственным финансированием; - анализа предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств; - контроля за эффективным и экономным расходованием средств.

Формируется смета бюджетного учреждения на основании доведенных показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год и утверждается соответствующим распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств.

На сегодняшний день какого-либо общего нормативного документа Минфина России, регламентирующего порядок составления сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, не существует.

Основы планирования бюджетных расходов

Финансируемые за счет бюджетных средств учреждения на­зываются бюджетными. Выделению средств этим учреждениям предшествует бюджетное планирование.

Основные методы планирования бюджетных расходов:

• программно-целевой,

• нормативный.

Программно-целевой метод бюджетного планирования заклю­чается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программа­ми, составляемыми для осуществления экономических и соци­альных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их концентрации и целе­вому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.
В последнее десятилетие в нашей стране этот метод бюджет­ного планирования и финансирования неуклонно расширяется. Этому способствуют разработка и осуществление многих феде­ральных и региональных экономических, социальных, экологи­ческих и других программ. Следует полагать, что в перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение.
Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планиро­вания и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т. д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При пла­нировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.

Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджет­ных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нор­мы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:

• денежное выражение натуральных показателей удовлетво­рения социальных потребностей (например, нормы расхо­дов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);

• нормы индивидуальных выплат (например, ставка зара­ботной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);

• нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном перио­де (например, нормы на содержание помещений, учеб­ных расходов и т. д.).

Нормы могут быть обязательными (устанавливаются прави­тельством или территориальными органами власти) или факуль­тативными (устанавливаются ведомствами).

Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных ви­дов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).

На основе натуральных показателей (численность обслужи­ваемых лиц, площадь помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые могут быть следующими:
• индивидуальными — составляются для отдельного учреж­дения или отдельного мероприятия;

• общими — составляются для группы однотипных учреж­дений или мероприятий;

• на централизованные мероприятия — разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осущест­вляемых в централизованном порядке (закупка оборудо­вания, строительство, ремонт и т. д.);

• сводными — объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству.
В смете бюджетного учреждения отражаются:

1) реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из ко­торого производится финансирование, подпись лица, утвердив­шего смету, печать учреждения и т. д.);

2) свод расходов (фонд зарплаты, материальные затраты, фонд производственного и социального развития, фонд матери­ального поощрения, другие фонды);

3) свод доходов (финансирование из бюджета, дополнитель­ные платные услуги населению, оказание услуг по договорам с организациями, прочие поступления);

4) производственные показатели учреждения;

5) расчеты и обоснования расходов и доходов.

Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени.

Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи:

• обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;

• анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;

• контроль за эффективным и экономным расходованием средств.

В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным органам власти, они вправе при составлении смет расходов подведомственных бюджетных учреждений увели­чивать в пределах имеющихся бюджетных средств нормы расхо­дов на содержание этих учреждений.

Совершенствованию бюджетного планирования и финансо­вого обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, со­циальных и финансовых норм.

Такой порядок формирования бюджетов территорий обу­словлен Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов пред­ставительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной облас­ти, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» 1993 г. (ст. 7) и Законом РФ «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. (ст. 37), Бюджетным кодексом 1998 г. (ст. 65).

Согласно этим актам Правительством России должны быть раз­работаны и утверждены Советом Федерации и Государственной Думой минимальные государственные социальные и финансовые нормы в целом по Российской Федерации. На основе этих норм субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают тер­риториальные нормы с учетом особенностей развития отдельных территорий. Доведенные до местных органов власти нормы явля­ются основой для составления смет бюджетных учреждений и составления на их основе минимального бюджета территории. Тем самым бюджеты территорий будут обеспечиваться минимальным объемом финансовых ресурсов, а составление бюджетов будет ос­новано на объективной нормативной основе.

33. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства и его финансирования.

Наиболее значимым компонентом дотаций, предоставляемых из территориальных бюджетов отраслям социальной сферы, являются дотации на жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), включающие дотации на квартирную плату и жилищно-коммунальные услуги. Как показывает анализ, на увеличение дотаций ЖКХ в этот период оказали влияние два основных фактора: 1) предприятия из-за резкого уменьшения государственного финансирования и падения спроса на свою продукцию сокращали расходы на эти цели. В результате расширялась сфера ответственности местных бюджетов за дотирование ЖКХ, 2) рост цен на энергоносители опережал общий уровень инфляции (по оценкам Всемирного банка это опережение составило по электроэнергии 2,8 раза, по топливу — 1,9 раза) Соответственно такое опережение, по-видимому, лишь отчасти могло быть компенсировано за счет установления льготных тарифов населению и перераспределения этих расходов на предприятия. Учитывая, что социальная сфера в России, как правило, финансируется по остаточному принципу, доля затрат на нее в объеме ВВП, по оценкам, может снизиться на 3—4 пункта. Однако наиболее негативные последствия для развития социальной сферы может иметь изменение приоритетов при бюджетном финансировании ее отраслей. В связи с этим при первоочередном исполнении текущих платежей наиболее вероятным является дальнейшее снижение объемов инвестиций в отраслях социальной сферы, что существенно ограничит возможности их функционирования и развития. Реальными действиями в этом направлении можно считать проводимые Правительством России реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с представленным Правительством планом предполагаемая реформа в данной сфере будет включать два этапа Первый этап предусматривает реализацию мер, направленных на повышение эффективности использования затрат на содержание ЖКХ. В числе таких мер, в частности, предусматривается формирование системы учета потребления коммунальных услуг, формирование конкурентной среды и новой, более совершенной и экономичной, системы обслуживания жилищно-коммунального хозяйства. На втором этапе реформы предполагается осуществление ряда мер, обеспечивающих постепенный переход ЖКХ на полное самофинансирование. При этом, учитывая реальную экономическую ситуацию в стране, а также низкий уровень доходов основной массы ее населения, при реализации реформы для населения предусматриваются определенные лимиты затрат на ЖКХ Предусматривается, что доля оплаты жилищно-коммунальных услуг не превысит 20% от совокупных доходов российских семей. По оценкам, при введении новой системы оплаты услуг ЖКХ из расчета 16% совокупного семейного дохода на дотации из бюджета в соответствии с проектом было бы израсходовано около 75 трлн. руб. вместо примерно 100 трлн. руб. бюджетных средств, фактически израсходованных в этом году. При сохранении существующих тенденций в динамике объемов ВВП в результате реализации правительственного проекта экономия в данной сфере, по оценкам, может составлять около 35 трлн. руб. Необходимо учитывать, что практическая реализация реформ в ЖКХ в России будет осуществляться при существенно более низких среднедушевых объемах ВВП и доходах населения по сравнению с экономически развитыми странами мира. Фонд заработной платы в России составил около 23% от объема ВВП, а доля денежных доходов населения в его объеме — 5% при значении соответствующих показателей для США в данном периоде 59 и 85%. Соответственно при четырех пятикратном превышении объемов ВВП на душу населения в развитых странах и примерно равных относительных расходах на ЖКХ в семейных бюджетах на содержание данной сферы в развитых странах будут использованы финансовые ресурсы, как минимум в 6—7,5 раз превышающие по объемам ресурсы, используемые в России. Это означает, что даже с учетом более низкого качества жилья в России, а также более низких удельных затрат на содержание данной сферы, эти средства составят только небольшую часть от средств, необходимых для полной компенсации затрат на ЖКХ. Кроме того, при оценке возможностей реализации данного проекта необходимо учитывать и то, что в период проведения экономических реформ в России темпы роста потребительских цен, как правило, превышали соответствующие показатели, характеризующие динамику объемов ВВП и средней заработной платы населения. Поэтому при наиболее вероятном варианте развития и сохранении данной тенденции на ближайшую перспективу (о чем свидетельствует и динамика этих показателей), дополнительные затраты семейного бюджета на содержание ЖКХ могут в еще большей степени снизить уровень жизни большей части населения России. Источник: Финансирование жилищно-коммунального хозяйства.

  • Землетрясения
  • Тетанус.
  • Аннотация. В некоторых клинических случаях для постановки диагноза бывает недостаточно данных
  • Самые скудные познания, которые можно получить о высоких материях, гораздо ценнее точнейших сведений, полученных о вещах низких 27 страница
  • Определение секундных расходов воды
  • Ромодановский муниципальный район
  • На что похоже счастье 10 страница
  • Реализация административно-правовых отношений в процессе
  • Стратегия маркетинга.
  • Финансовые инвесторы
  • МЕТАФОРЫ ДЛЯ ТВОРЕНИЯ
  • Область применения. В состав работ входят операции:
  • Глава первая 12 страница
  • Музыкальное искусство
  • Навчально-дослідні завдання з предмету «Економіка праці і соціально-трудові відносини»
  • ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
  • ОТВОД ВОДЫ
  • Визначення кількості антропогенних забруднень, що потрапляють у навколишнє середовище в результаті роботи автотранспорту
  • Перечень оборудования, приборов и инструментов поста электрика
  • Средоточие