Сравнительный подход в оценке нематериальных активов: характеристика, предпосылки применения, применяемые методы оценки и последовательность расчета стоимости.

Использование сравнительного подхода осуществляется при наличии достоверной и доступной информации о ценах аналогов объекта оценки и действительных условиях сделок с ними. При этом может использоваться информация о ценах сделок, предложений и спроса.

Условия применения сравнительного подхода:

- наличие на рынке объектов ИС аналогичного назначения и сравнимой полезности;

- наличие доступной информации о ценах продажи и действительных условиях сделки с аналогичными объектами ИС;

- знание о влиянии отличительных особенностей и характеристик таких объектов на их стоимость.

Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода включает следующие основные процедуры:

1) определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с аналогами;

2) определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемой интеллектуальной собственности;

3) определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемой интеллектуальной собственности;

4) корректировка по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающая их отличия от оцениваемой интеллектуальной собственности;

5) расчет рыночной стоимости интеллектуальной собственности путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

К элементам сравнения относятся факторы стоимости объекта оценки (факторы, изменение которых влияет на рыночную стоимость объекта оценки) и сложившиеся на рынке характеристики сделок с интеллектуальной собственностью.

Наиболее важными элементами сравнения, как правило, являются:

- объем оцениваемых имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

- условия финансирования сделок с интеллектуальной собственностью (соотношение собственных и заемных средств, условия предоставления заемных средств);

- изменение цен на интеллектуальную собственность за период с даты заключения сделки с аналогом до даты проведения оценки;

- отрасль, в которой были или будут использованы объекты интеллектуальной собственности;

- территория, на которую распространяется действие предоставляемых прав;

- физические, функциональные, технологические, экономические характеристики аналогичных с оцениваемым объектом;

- спрос на продукцию, которая может производиться или реализовываться с использованием интеллектуальной собственности;

- наличие конкурирующих предложений;

- относительный объем реализации продукции (работ, услуг), произведенной с использованием интеллектуальной собственности;

- срок полезного использования интеллектуальной собственности;

- уровень затрат на освоение интеллектуальной собственности;

- условия платежа при совершении сделок с интеллектуальной собственностью;

- обстоятельства совершения сделок с интеллектуальной собственностью.

Источники данных для применения сравнительного подхода

В качестве источников информации в оценке стоимости НМА и ИС сравнительным подходом используются базы данных по предыдущим сделкам в достаточном числе и специфике, чтобы на основе такой информации покупатели и продавцы могли согласовать справедливую цену фактической продажи.



1. Некоторые компании публикуют данные о стандартных условиях лицензионных сделок для использования их продуктов или технологий. Например, российские компании, расширяющие свой бизнес на основе коммерческой концессии (франчайзинга), как правило, публикуют стандартные ставки роялти по таким соглашениям. 29

2. Таблицы экспертных суждений – сведения, публикуемые экспертами, на основе собственного опыта. Такие сведения не всегда научны, формируют неофициальную базу данных. Использовать их можно с некоторыми оговорками.

3. Судебные дела в отношении НМА и ИС также могут содержать сведения об отраслевых роялти. Каждое решение суда в отношении дел, связанных с НМА, дает богатую информацию об интерпретации условий и числовых данных. Такие решения представляют собой противоположность статистическим обзорам и экспертным суждениям: в них были представлены данные по множеству сделок, но вырванные из контекста, а в данном случае данные представлены в полном контексте условий, но только по одному конкретному делу.

4. Прейскуранты – таблицы цен, которые возникают в том случае, когда продавец (в том числе НМА и ИС) находится в удачной позиции, позволяющей иметь дело со многими различными покупателями. Однако, прейскуранты не могут отражать конечные договорные цены (т.е. лицензиар, возможно, готов был взять меньше, чем публиковал списком).

5. Собственные базы данных – собственный опыт за определенный период времени.

Для НМА и ИС обычно не существует эффективного рынка, применение сравнительного подхода в чистом виде затруднительно. Тем не менее, существуют методы стоимостной оценки, прямо или косвенно использующие информацию о продажах. В рамках сравнительного подхода рассматриваются методы:

1) метод сравнения продаж;

2) метод качественного анализа для корректировки данных (метод Рейтинга/ранжирования);

3) методы Бегунка.

Метод сравнения продаж

Метод сравнения продаж базируется на трех принципах оценки: спроса и предложения, замещения и вклада.

При определении величины стоимости НМА и ИС используются предыдущие сделки с аналогичными объектами, и могут потребоваться корректировки данных с учетом течения времени, изменившихся обстоятельств в экономике и особенностей самих объектов ИС. Корректировки цен сделок сравниваемых НМА и ИС могут быть как положительной, так и отрицательной величиной.

В общем виде модель расчетной рыночной стоимости оцениваемого объекта V принимает следующую форму:

V = Ц ± К,

где Ц— цепа сделки сравнимого объекта ИС;

К— величина корректировки этой цены.

Метод качественного анализа для корректировки данных (метод Рейтинга/ранжирования)

Для использования этого метода также необходима информация по нескольким объектам-аналогам. Этот метод используется, когда характеристики объекта оценки и объектов-аналогов выражены качественными показателями.

Метод качественного анализа включает пять элементов.

1. Критерии оценки в баллах

Наиболее важными критериями для многих ситуаций оценки стоимости НМА и ИС являются следующие.

а) Предполагаемый достижимый размер рынка и полная разность между себестоимостью и продажной ценой продукта. Вместе эти два фактора определят операционный доход который имеет очень сильное влияние на стоимость прав на НМА и ИС.

б) Наличие и надежность правовой охраны. Для исключительной лицензии, этот критерий играет особенно важную роль в создании уникальных охраноспособных продуктов.

в) Область действия правовой охраны.

г) Стадия развития. Этот критерий охватывает три взаимосвязанные проблемы:

- как долго объект оценки не будет производить прибыль;

- сколько дополнительных инвестиций должно быть сделано до коммерческого введения;

- каков полный риск развития.

д) Рыночная среда. Любое изобретение, разработанное для коммерции, вводится в некоторую деловую среду. При этом важно определить:

- :является ли этот рынок растущим;

- имеются ли сильные и активные конкуренты и т.д.

2. Шкала оценки в баллах

Выбирается шкала оценки в баллах. Всем характеристикам объекта-аналога присваивается значение середины шкалы (т.е. эталонное значение). В этом методе сравнительного подхода рейтинг аналога – эталон, он не меняется и всегда соответствует значению середины шкалы. Характеристики объекта оценки определяются относительно характеристик аналога – лучше (тогда рейтинг объекта оценки выше эталона) или хуже (рейтинг объекта оценки ниже эталона).

Например, для 5-балльной шкалы характеристикам объекта-аналога будет присвоено значение 3, для 7-балльной – 4, для 10-балльной – 5, для 100-балльной – 50 и т.д.

3. Весовые коэффициенты

Весовые коэффициенты используются как средство назначения более высокой важности некоторым критериям и более низкой важности другим.

4. Решающая таблица

Конечный результат использования метода качественного анализа (Рейтинга/ранжирования) – составление решающей таблицы и нахождение рейтинговой оценки, показывающей, насколько оцениваемый объект хуже или лучше аналогов. Для этого необходимо:

- каждую оценку в баллах, выставленную экспертом рядом с каждым критерием, умножить на соответствующую весовую добавку, чтобы получить взвешенную оценку в баллах;

- все взвешенные оценки в баллах сложить, чтобы определить рейтинговую/ранжированную оценку в баллах.

Величина стоимости для объекта сравнения определяется по формуле:

V = , (6.4.) Vкор *Роа Роо

где V – стоимость объекта оценки;

Vкор - скорректированная стоимость но объекту сравнения;

Роо – рейтинговая оценка (суммарный коэффициент состояния) объекта оценки;

Роа - рейтинговая оценка (суммарный коэффициент состояния) объекта-аналога.

Метод параметрической оценки

Когда полный аналог оцениваемого НМА или информация по сделкам, совершенным с подобными объектами в данный момент, отсутствуют, задача анализа рыночных продаж может быть сформулирована как задача поиска функции, отражающей зависимость стоимости НМА от потребительских свойств и характера их использования.

Метод параметрической оценки заключается в обработке статистической информации по ранее совершенным сделкам, построении на ее основе и последующем использовании зависимости оценки прав на результаты интеллектуальной деятельности от различного рода параметров.

Правила Бегунка для определения стоимостной оценки

Термин «правило Бегунка» введен, чтобы обозначать принципы для принятия решений, основанных на многочисленных опытах. Наиболее известное правило Бегунка для стоимостной оценки при лицензировании известно как «Правило 25 процентов» или «Правило от 25 до 33 процентов».

Идея, лежащая в основе правила Бегунка при стоимостной оценке, состоит в том, что полная стоимость, созданная благодаря сделке (лицензии), должна быть справедливо распределена между продавцом и покупателем лицензии. Это правило и есть правило Бегунка. Чаще всего вознаграждение лицензиара (продавца) устанавливается в пределах 25-33% прибыли, а вознаграждение лицензиата (покупателя) – 75-67% соответственно.

Причины изменения правила Бегунка могут быть следующими

Доля продавца 33% и больше Доля продавца меньше 25%
Выигрывает лицензиар/продавец Выигрывает лицензиат/покупатель
1) технология готова к производству; 2) нет почти никаких предельных издержек или рисков в маркетинге и продажах; 3) есть или будет очень высокая доходность бизнеса. 1) продавец не довел технологию даже до конца исследовательской стадии; 2) затраты (и риск) внедрения технологии в производство огромны; 3) велики затраты (и риск) маркетинга и продаж.

24. Затратный подход в оценке нематериальных активов: характеристика, предпосылки применения, применяемые методы оценки и последовательность расчета стоимости.

Использование затратного подхода осуществляется при наличии возможности восстановления или замещения объекта оценки.

Затратный подход к оценке интеллектуальной собственности основан на определении затрат, необходимых для восстановления или замещения объекта оценки с учетом его износа.

Определение стоимости включает следующие основные процедуры:

· определение суммы затрат на создание нового объекта, аналогичного объекту оценки;

· определение величины износа;

· расчет рыночной стоимости объекта

Сумма затрат на создание нового объекта, аналогичного оцениваемому объекту интеллектуальной собственности, может быть определена путем индексации фактически понесенных в прошлом правообладателем затрат на создание оцениваемого объекта интеллектуальной собственности или путем калькулирования в ценах и тарифах, действующих на дату оценки, всех ресурсов (элементов затрат), необходимых для создания аналогичного объекта интеллектуальной собственности.

Износ интеллектуальной собственности может определяться в целом или на основе оценки его составных частей - устранимого и неустранимого износа.

• Достаточно распространенная формула для расчета износа на основе временных факторов:

Кизн = Тэфф / Тэж

• где: Кизн. – коэффициент износа;

• Тэфф. – срок жизни объекта оценки на дату оценки;

• Тэж – срок экономической жизни объекта, приносящий выгоду

Методы ЗП:

• метод стоимости замещения;

• метод восстановительной стоимости;

• метод исторических затрат;

  • Turn over for an exciting extract! 4 страница
  • Учет покупки иностранной валюты
  • Сведения о слоистости пород, знаках и следах на поверхности слоя
  • В сборном — даже по названию — концерте в любом случае присут­ствуют определенные закономерности в выстраивании последова­тельности номеров.
  • III. Конкурентная среда деятельности фирм
  • ВОСТОЧНАЯ ДЕСПОТИЯ
  • Технология производства. мол. консер.
  • Топография пояса нижней конечности и бедра
  • О признании отказа от наследства недействительным
  • Жених заходит в комнату невесты - но она без туфли! Нужно угадать, в какой коробке находится эта туфелька (в остальные коробки можно положить тапочек и мужской ботинок).
  • Года вместо Лѣта
  • РўР« УМЕЕШРХРРђРќР?ТРСЕКРЕТЫ? 11 страница
  • BERBERIS VULGARIS
  • НУ ПОЧЕМУ НОРМАЛЬНЫЕ ЛЮДИ НЕ ПОНИМАЮТ ДРУГ ДРУГА?
  • Довольно солидные познания.
  • Молчание
  • Духовный и плотской.
  • Розділ 3. Обов'язки посадових осіб, рядових і матросів. 7 страница
  • ЗА РЕДАКЦІЄЮ ЗАСЛУЖЕНОГО ДІЯЧА НАУКИ АКАДЕМІКА АПН УКРАЇНИ 40 страница
  • Задание 2. О каких функциях языка говорится в данных высказываниях.