ЧТО МЕШАЕТ ИСТИННОЙ БЛИЗОСТИ?

Обманутые люди утешают себя знанием о Боге, Которого они в сущности не знают.

Страх Господень — это основание нашей близости с Богом. Эта истина становится понятной с самого начала Книги Притчей. Мы читаем: «Начало мудрости [основание мудро­сти] — страх Господень» (Прит. 1:7). Какой мудрости? Автор Притчи объясняет это так:

Если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь при­зывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразуме­ешь страх Господень и найдешь познание о Боге (Прит. 2:1-5, курсив автора).

В Словаре библейских терминов слово познание объясня­ется, как «информация о человеке, подразумевающая наличие взаимоотношений с ним». В Толковом словаре Вайна слово познание предполагает «наличие практического и близкого с Ним (Богом) знакомства». Далее в Словаре сказано, что слово познание подразумевает «несомненную параллель между поз­нанием Бога и страхом перед Ним».

Из предыдущего текста вы поняли, что страх Господень проявляется в высоком почитании Его заповедей. Почитание Его заповедей означает внимательное ухо к Его Слову со всей готовностью повиноваться Ему, независимо от обстоятельств. Люди, которые не имеют священного страха Божьего, не мо­гут надеяться на близкое общение с Богом, ибо Иаков гово­рит, что такие люди «обманывают самих себя» (Иак. 1:22),..-Такие люди знают Его волю, но не выполняют ее. Обман — страшная вещь, ибо обманутые люди думают, что с ними все в порядке, когда на самом деле это не так. Обманутые люди утешают себя знанием о Боге, Которого они в сущности не знают.

Искаженный образ Господа

Без страха Господня мы на самом деле не знаем Бога. В подобном случае у нас в душе или в нашем воображении фор­мируется искаженный образ. И даже если мы при этом испо­ведуем общение с Ним или почитаем Его и поклоняемся Ему лишь устами, наше сердце далеко от Него, а наша жизнь не соответствует Его желаниям. Это можно видеть на примере с Израилем.

Как мы уже говорили в предыдущих главах, Моисей при­вел свой народ к горе Синай, чтобы привести его к Богу, но «стоял весь народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог» (Исх. 20:21). Как это печально, что они так и не смогли ре­шиться на эту чудесную и потрясающую встречу с Богом. Кто знает, что могло бы произойти в результате этого? У них была возможность услышать Его слова, сказанные Им Самим! Но, как мы уже говорили, они не захотели войти в Его присутствие, в их сердцах не было страха Божьего, поэтому они не соблюдали Его заповеди (см. Втор. 5:29).

Разочарованный, Бог назначил посредника между Собой и народом. Он обратился к Моисею: «Взойди ты и с тобою Аарон» (Исх. 19:24, курсив автора). Бог призвал к Себе Моисея и Аарона в качестве посредников. Они должны были слушать слова Божьи и передавать их народу, а ответ людей, в свою очередь, доносить до Бога. Все это коренным образом отлича­лось от изначально задуманной Богом близости с людьми.

Мы продолжаем читать Книгу Исход и видим, что Моисей снова взошел к Богу на гору, а Аарон вернулся в стан. Похо­же, он начал взбираться в гору, но почему-то оказался в стане. Почему? Потому что он чувствовал себя намного уютнее в присутствии людей, нежели в присутствии Бога. Ему недоста­вало страха Господня. Аарон боялся больше людей, а не Бога, поэтому он предпочитал служить людям. Он дал людям то, что они просили, причем очень быстро.



Моисей находится на горе вот уже почти сорок дней, и мы читаем:

Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Мои­сеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось (Исх. 32:1).

У Аарона был дар лидера, а этому дару присущи опреде­ленные качества, например, способность притягивать к себе людей, как магнитом. Благодаря этому дару человек будет притягивать к себе людей в любом случае, и не важно, пребы­вает ли одаренный лидер с Богом или нет. Этим объясняется тот факт, что у вас может быть церковь, которая насчитывает тысячи человек, но на служениях нет присутствия Божьего, и Его желания представлены там в искаженном виде. Очень часто лидер, которому недостает страха Божьего, использует Богом данные таланты для того, чтобы исполнять желания людей, но не Бога.

Люди стали просить Аарона: «Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Мои­сеем... не знаем, что сделалось». Обратите внимание, они не сказали, «ибо с Богом... не знаем, что сделалось». Они не ста­ли отрицать Бога, они просто признали негодным Моисея.

Бог или боги?

В моем исследовании оригинального текста Библии я всегда пытаюсь выяснить, насколько близок перевод к оригиналу. Переводчики на английский язык часто используют слово боги. Однако по-еврейски «боги» — это elohiym. В Ветхом За­вете это слово встречается 2 606 раз, из них 2 350 раз (более 90 процентов) оно означает Всемогущего Бога, Которому мы служим. Только в первой главе Книги Бытие это слово встре­чается тридцать два раза, и во всех случаях имеется в виду Господь. Например, первый стих Библии звучит так: «В на­чале сотворил Бог [elohiym] небо и землю» (Быт. 1:1). Здесь elohiym переведено как «Бог».

Примерно двести пятьдесят раз в Ветхом Завете это сло­во использовано, чтобы обозначить ложного бога. Поэтому всегда нужно следить за контекстом, чтобы правильно понять написанное.

Аарон сказал народу: «Выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и прине­сите ко мне» (Исх. 32:2). Люди так и сделали. «Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом» (Исх. 32:4).

Когда он вылил из золота тельца, весь народ сказал: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:4).

Еврейское слово бог, употребленное здесь, тоже elohiym. Люди говорили: «Это твой elohiym, о Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» Вы видите, что произошло? Давайте прочитаем дальше, чтобы точнее понять, что гово­рили люди.

Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и про­возгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу (Исх. 32:5, курсив автора).

Еврейское слово Господь в этом стихе — это слово Jehovah или Yahwch. Яхве — самое священное слово в Ветхом Завете. Это собственное имя единого и истинного Бога. Оно никогда не использовалось в Ветхом Завете для обозначения ложного бога. Это слово было настолько священным, что еврейские писцы даже не писали его полностью. Они исключили из слова все согласные, и писали только гласные буквы: YHWY. Еврейские писцы считали его священным тетраграмматоном, сочетанием непроизносимых четырех букв. Это священное имя нельзя было упоминать вслух, и в Израиле оно охраня­лось от всяческого богохульства.

Так что, по сути, Аарон и сыны Израилевы указали на из­ваянного тельца и воскликнули: «Вот Яхве твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» Они не сказали: «Вот Ваал твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египет­ской!» Они также не приписывали избавление от египетского рабства другому ложному богу. Они просто назвали тельца именем своего Господа.

Потворство своим прихотям после поклонения

Они не стали открыто отвергать Бога, но унизили Его сла­ву до уровня сотворенного ими тельца. Они обманулись в своем знании истинного Бога. По-прежнему признавая сво­им спасителем и избавителем Яхве, они не отрицали Его исцеляющую силу, но просто заменили Его истинный об­раз — образом придуманным. Посмотрим, что же произош­ло дальше:

На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть (Исх. 32:6).

Обратите внимание, они принесли этому тельцу жертвы. Но зачем нужно приносить жертвы? Это делается для того, чтобы проявить почтение к Яхве, Которому они обещали служить. После жертвоприношений и поклонения они ста­ли играть и удовлетворили свои плотские аппетиты. В одной из версий английской Библии говорится, что они «устроили попойку».

Может ли подобное произойти сегодня? Неужели и сегод­ня есть люди, которых Его спасительная благодать избавила от мирских проблем и которые призывают имя Иисуса, имея в своем воображении Его искаженный образ и не испытывая перед Ним никакого страха? Они радуются ощущениям рож­денного свыше чада Божьего, они исповедуют Его своим Гос­подом, ходят в церковь, поют песни об избавлении и свободе, слышат проповеди, отдают десятины, но выходят из церкви и лгут при заключении сделки, свидетельствуя в то же время о благословениях Божьих на свой бизнес. Может быть, они сплетничают о своих пасторах и других людях, оправдывая это тем, что «это правда, и все об этом знают». Они прелю­бодействуют и совершают другие непристойные поступки, а затем все оправдывают тем фактом, что, несмотря на спасе­ние, они все еще живут в теле и нуждаются в удовлетворении конкретных потребностей. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Знают ли они Иисуса? Спросите их — и они ответят вам пылко и страстно: да! Обманываются ли они? Исповедуют ли они Того, Кто теперь сидит одесную Величия на небесах, или поклоняются тому, кого создали в своем собственном вооб­ражении и кто дает им все, чего они ни попросят? Но что еще важнее: не видим ли мы в этом портрете себя?

Мы обнаруживаем, что когда людям недостает страха Гос­подня, они могут взывать к Нему, но они при этом все время отвлекаются на свои плотские интересы, а плоть, как мы зна­ем, враждует с Богом, ибо не подчиняется воле Божьей (см. Рим. 8:5-7). Такие люди не повинуются Его желаниям, хотя и призывают Его имя, они утверждают, что знают Его, причем искренне верят, что Он одобряет их поведение. Их непослу­шание берет начало в отсутствии страха Господня, корне вся­кого непослушания. Вся беда в том, что они обманываются, полагая, что «знают Иисуса».

Ничего сокрытого

Эту трагедию можно проследить во многих местах Библии. Она началась с сына Адама, Каина, вскоре после грехопаде­ния Адама. Когда родители Каина согрешили в саду, по при­чине своего невежества они прикрыли свою наготу фиговы­ми листьями — плодами земли. Бог показал им, что согласно Его желанию Ему следует приносить в жертву животных. Он сшил им одежду из шкур животных, и я думаю, что этими животными были овцы.

Поэтому Каина невежественным назвать нельзя. От роди­телей он знал, что Бог желает получать в жертву животных, а не плоды земли. Тем не менее мы читаем в Библии: «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Госпо­ду» (Быт. 4:3, курсив автора). Как видим, он явно пытался слу­жить Богу, ибо в Библии не сказано, что он принес свой дар ложному богу. Он старательно работал, чтобы пожертвовать Богу плоды своего труда, тем не менее это был акт откровен­ного непослушания.

Но в чем корень этого непослушания? Он тот же — от­сутствие страха перед Господом. Это становится понятным по вопросу, заданному Богом Каину, ибо Бог спросил Каина, где его убитый брат. Ответ Каина прозвучал вызывающе: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9). Как видите, подобно случаю с израильтянами и отлитым ими тельцом, отсутствие страха Господня привело Каина к тому, что образ Бога был им уничижен и пути служения Ему также измене­ны. Каин, обманывая себя, даже полагает, что он может что-то скрыть от Бога, словно Бог — это обыкновенный человек. Божий образ был умален в глазах Каина до уровня человече­ского. Павел очень серьезно предупреждает нас о том, что в последние дни мы все чаще будем наблюдать эту тенденцию: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога... и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» (Рим. 1:21-23). Как и в случае с Каином, отсутствие благочестивого страха приводит таких людей к самообману, и они начинают верить, что Бог не видит их извращенных путей.

Судя по тому ответу, который дал Каин, он забыл, что от Бога невозможно что-либо скрыть. Бог не человек, Он видит и знает все. Когда мы забываем о страхе Божьем, наше духов­ное благоразумие также утрачивается, ибо самый отъявлен­ный грешник знает, что Бог видит его мятеж и сопротивле­ние. Те люди, которые имеют познание о Боге, но не имеют страха Господня, утешают себя ложными надеждами, говоря: «Не видит Господь» (Иез. 9:9), или, если видит, то, наверное, Он все поймет и простит. Даже некоторые церковные лидеры не являются исключением. Бог говорит: «Видишь ли, сын че­ловеческий, что делают старейшины дома Израилева... ибо говорят: „не видит нас Господь, оставил Господь землю сию"» (Иез. 8:12).

Неужели мы забыли категорическое повеление Иисуса бо­яться Бога? Ибо Он сказал: «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» (Лук. 12:2). Но когда мы теряем страх Божий, мы низводим Бога до своего уровня и неосознанно полагаем, что можем от Него что-то скрыть. Если спросить таких людей о вездесущности и всеве­дении Всемогущего, они твердо и уверенно согласятся с этими атрибутами Бога. Но глубоко внутри себя они утратили осознание Его благолепия, ибо, если бы они обладали этим пониманием, они бы не стали ничего от Него скрывать или прятать. Они многое утаивают от благочестивых людей и час­то преуспевают в этом, однако забывают, что «на всяком мес­те очи Господни: они видят злых и добрых» (Прит. 15:3).

Вера в собственное послушание, которого нет

И все же наша история на этом не заканчивается. Далее само­обман приводит человека к вере в то, что он живет в послу­шании, когда на самом деле это не так. В качестве иллюстра­ции можно привести пример жизни одного из потомков Да­вида — царя по имени Озия. Когда ему было шестнадцать лет, его отец Амасия умер, и Озия вместо него стал царем Иудеи. Когда молодой человек становится царем в шестнадцать лет, он начинает, если он обладает достаточным умом, искать Бога, что Озия и сделал. В результате он стал процветать. В течение многих лет он радовался изобилию и успеху в своем царстве. Затем мы читаем: «И пронеслось имя его далеко, потому что он дивно оградил себя и сделался силен» (2 Пар. 26:15).

Но когда Озия стал силен, его сердце стало надменным и наполнилось гордостью. Гордость и страх Божий противопо­ложны друг другу. Когда в сердце человека нет священного страха, в нем зарождается гордыня. Прочитайте внимательно, что случилось потом:

Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на по­гибель его, и он сделался преступником пред Господом Бо­гом споим, ибо пошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном. И пошел за ним Азария свя­щенник, и с ним восемьдесят священников Господних, лю­дей отличных, и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, сы­нов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не будет тебе это в честь у Господа Бога. И разгневался Озия, — а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем свя­щенников, в доме Господнем, у алтаря кадильного (2 Пар. 26:16 19).

В связи с этим нам следует задать вопрос: когда сердце Озии превознеслось от гордыни, он стал более духовным или менее? Когда задаешь такой вопрос аудитории, большая часть слушающих отвечает, что он стал менее духовным. Од­нако это не совсем так, ибо Озия отправился в храм, чтобы поклониться Богу. На самом деле он стал более духовным (или более религиозным) в своих поступках. Очень часто в подобных случаях вы обнаружите, что исключительно рев­ностное духовное поведение и гордыня идут рядом рука об руку, причем одно покрывает другое. Гордыня не дает лю­дям признать тот факт, что они религиозны, а религиозность покрывает гордыню покрывалом ложной духовности. Обе являются признаком отсутствия страха Божьего и истинного смирения перед Ним.

Обратите внимание, когда Озию обличили, он разгневал­ся, услышав правду. То же самое произошло с Каином, когда его обличили истиной. Писание говорит: «Каин сильно огор­чился (в английской Библии: «Каин сильно рассердился». — Прим. пер.), и поникло лице его» (Быт. 4:5). Каин рассердился на Бога! Если вы решите обличить истиной людей, которые живут в непослушании из-за отсутствия святого страха Гос­подня, они обязательно разгневаются. Почему? Потому что на самом деле они считают себя правыми. Но они обманыва­ются, а быть обманутым означает считать себя правым, в то время как ты ошибаешься.

Иначе почему Озия разгневался на священников, если он считал себя неправым? Он пришел в храм поклониться, но, как и сыны Аарона, он забыл о почтении к Божьим по­становлениям и принизил Его образ в своих глазах. В своем непослушании он совершенно не согласовал свои поступки с законами Божьими. Казалось бы, он желал приблизиться к Богу, но на самом деле он лишь отдалялся от Того, Кому хо­тел поклониться.

Теперь становится понятно, почему в наших церквях столько людей, которые исповедуют близость с Богом, но их жизнь совершенно не соответствует воле Божьей. Без по­нимания принципов, которые мы сейчас обсуждаем, можно прийти в полное недоумение, выслушивая свидетельства та­ких людей о божественных откровениях, которые противоре­чат истинам Его Слова. Как они могут после молитвы крити­ковать священнослужителей, которых Бог велел им почитать? Если вы осмелитесь напомнить им о том, что говорит Писа­ние на эту тему, они разгневаются. Они считают, что вы оши­баетесь, что вам недостает духовности, когда на самом деле именно они отступили от Его путей.

Я как священник множество раз разговаривал с людьми, которые делились со мной тем, что они считали откровени­ями от Бога. От подобных откровений мой дух испытывал беспокойство. Несмотря на свою уверенность в том, что эти откровения ими получены от Бога, они категорически не же­лали слушать слова, которые я готов был привести из Пи­сания. Они относились так не только ко мне, но и ко всем, кто пытался помочь им. В подтверждение своей правоты они приводили другие отрывки из Библии, вырванные из контек­ста, и обсуждать свои откровения не желали. После этого они старались избегать меня, изолируясь от всех, кто пытался им помочь, поскольку в их глазах мы перестали быть духовны­ми. Со временем они сами могли убедиться, что результаты выбранного ими пути не соответствуют воле Божьей и они не получили того, что ожидали. Они начинают догадываться, что слышали не Иисуса, а голос своего воображения. Неужели в своей попытке приблизиться к Богу они впали в самообман, который повлек за собой только разочарование?

Приближение к Богу с сердцем идолопоклонника

Есть способ избежать подобного самообмана, и опять-таки он заключается в страхе Божьем. Когда мы боимся Бога, мы приходим к Нему с опустошенным сердцем, готовые выслу­шать Его слова назидания или исправления. Мы не полагаем­ся на собственное понимание или эгоистические желания, но страстно желаем исполнить лишь Его волю.

Приближение к Господу со своим сильными желаниями, не соответствующими Его воле, которую Он уже открыл нам, можно назвать самым глупым и самым опасным делом. Это приведет человека к следующему уровню самообмана, при­чем к самому отрезвляющему. Этот уровень самообмана со­стоит в том, что Бог действительно дает нам или позволяет нам получить все то, что мы у Него просим:

И было ко мне слово Господне: сын человеческий! Сии люди допустили идолов своих в сердце свое и поставили соблазн нечестия своего перед лицем своим: могу ли Я отвечать им? (Иез. 14:2,3).

Господь был огорчен, потому что Его народ пришел к Нему с просьбой указать путь, по которому двигаться, получить от Него совет или мудрость, но в их сердцах были сокрыты идо­лы. Неясно, понимали ли люди, что их сердца нечисты перед Господом, или же истина была сокрыта от их глаз. Вера в идо­лов заставляла их спотыкаться и впадать в нечестие. Еврейс­кое слово «нечестие» — это awon, и означает оно осознанное или неосознанное нарушение Божьей воли.

Обратите внимание, Бог не сказал, что они поставили идо­лов у себя во дворе или в комнатах и домах. Идолопоклонство укоренилось в самих их сердцах. Помните, идолопоклонство не ограничивается тем, что человек призывает имя ложного бога. Как уже было сказано, идолопоклонством также являет­ся формирование в сердце своем искаженного образа Бога и низведение истинного Бога до уровня придуманного идола, который должен давать нам все, чего мы ни пожелаем. Корень всякого идолопоклонства мы находим в похоти. Новый Завет утверждает:

Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение (Кол. 3:5, курсив автора).

В Послании к Ефесянам (5:5) Павел снова упоминает о любостяжатель, который есть идолослужитель. Очевидно, что идолопоклонство означает похоть, поэтому давайте найдем определение понятию похоть. Вебстер объясняет, что это «сильное желание приобрести и обладать определенными ве­щами». Я просил Господа в молитве дать определение этому слову. Он ответил мне так: «Похоть — это стремление к при­обретению».

Это определение не ограничивается желанием получить только деньги. Сюда входит имущество, положение в обще­стве, комфорт, одобрение со стороны других людей, удоволь­ствия, власть, сексуальная распущенность и т. д. Похоть — это состояние, в которое мы попадаем, если мы недовольны тем, что имеем. Мы стремимся иметь еще и еще, потому что нам недостает мира или покоя в том, что Бог дает нам. Осоз­нанно или неосознанно мы противимся Его планам и замыс­лам на нашу жизнь. По этой причине нам говорят: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. J3:5). Когда мы действительно верим, что «полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15:11), то мы не станем искать удовлетворения вне Его присутствия или без Его планов на нашу жизнь.

Похоть обитает посреди недовольства и беспокойства и питается легкомысленными желаниями. Именно это можно сказать о сынах Израилевых, когда они вышли из Египта. Они постоянно желали того, что, как им казалось, было для них са­мым лучшим, хотя Бог явил им Свою волю. Им не нравился путь, которым Бог желал вести их, чтобы подготовить к жиз­ни в земле обетованной. Они жаловались на условия жизни, на отсутствие воды, пищи и т. д. Им недоставало священного страха, и потому сердца их стали почвой, готовой для возник­новения в них похоти. Когда Бог явил им Себя, они поторо­пились скрыться от Его присутствия, чтобы сокрыть от Него истину о тайном своем стремлении к удовольствиям, которое они превозносили над желаниями Самого Бога.

Когда Господь уединился с Моисеем, народ создал Бога в образе того, кто мог исполнить их похотливые желания. Ин­тересно отметить тот факт, что все вращалось у них вокруг' золота. Их любовь к деньгам была настолько очевидна, что они явно не находили благочестивого довольства в Его воле. Они действовали в густом тумане самообмана.

Кстати сказать, похоть является корнем и других видов идолопоклонства. Все люди сотворены с врожденным жела­нием поклоняться Богу. Однако многие из них не хотят под­чиниться истинному Творцу. Поэтому они идут к ложным богам. Но откуда берутся ложные боги? Их создает человек. Человек поклоняется ложному богу, который дает ему то, чего он хочет. И корень проблемы здесь — опять похоть.

Так или иначе, какие бы формы ни принимали идолы, они становятся для человека источником его удовлетворения. Они занимают место, которое по праву принадлежит толь­ко Богу. Идол служит источником счастья, комфорта, мира, обеспечения и т. д. Бог говорит: «Не делайте себе кумиров» (Лев. 26:1). Мы сами творим себе кумиров. Идол — это все то, что мы ставим в своей жизни превыше Бога. Это то, что мы любим, чему доверяем, внимаем или желаем больше, чем Господа. Идол — это тот, в ком мы черпаем свои силы, или, наоборот, — тот, кому мы отдаем свои силы. Верующий втя­гивается в идолопоклонство, когда его сердце наполняется недовольством и он ищет себе удовлетворения вне Божьей воли на свою жизнь. И опять-таки в результате этого возни­кает похоть.

Ответ в соответствии с похотью

Возвращаясь к Божьим словам, сказанным Им через Иезекииля, мы видим, что Бог сокрушается о том, что Его люди приходят к Нему за помощью с идолами в сердце. Они хотят, чтобы Бог удовлетворил их эгоистические желания, но они не стремятся познать Его волю. Эта ситуация ненамного отлича­ется от положения, в которое попадают подростки, которые не желают прислушаться к мудрому родительскому совету, но хотят лишь, чтобы родители не пытались препятствовать их идеям и планам. Они не понимают, что родители обладают мудростью и опытом и хотят для них самого лучшего.

Бог дал Иезекиилю отрезвляющий и тревожный ответ. Са­мым недвусмысленным образом Он сказал пророку, что «если кто из дома Израилева допустит идолов своих в сердце свое... то Я, Господь, могу ли, при множестве идолов его, дать ему ответ?» (Иез. 14:4). В Новом американском стандартном вари­анте Библии этот стих звучит так: «Я, Господь, дам ему ответ по множеству идолов в его сердце». То есть, другими словами, Божий ответ имеет следующий смысл: «Я, Господь, дам ему ответ в соответствии с его похотливыми желаниями».

Заблудший муж Божий

Особенно отчетливо это видно в случае с Валаамом. Он был великим пророком не ложного бога, а Иеговы, истинного Господа, Которому мы служим. Его пророческое служение было таким мощным, что о нем услышали все цари. Одним из них был Валак, царь Моава и Мидии.

Жители Моава и Мидии были в ужасе, потому что Израиль только что выиграл битву с одним из могущественных народов в мире, а именно с Египтом. Теперь израильтяне ос­тановились лагерем на равнинах Моава. Люди Моава говори­ли, что если израильтяне так быстро разделались с Египтом, то у Моава не остается никакой надежды. Страх быстро рас­пространялся по всей земле и достиг царского дворца.

У царя возник план. Он понимал, что все, что благосло­вит великий пророк Валаам, будет благословлено, и все, что он проклянет, будет проклято. Он отправил знатных людей с щедрыми дарами к Валааму и молил его вернуться вместе с посланниками, чтобы встать рядом с царем и с высот Моава проклясть Израиль.

Валаам заинтересовался предложением. Он сказал им: «Пе­реночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Гос­подь» (Чис. 22:8). Его ответ можно сравнить со словами мно­гих верующих сегодня: «Позвольте мне помолиться об этом вопросе и услышать, что скажет мне Господь».

Господь явился Валааму и спросил: «Что это за люди у тебя?» Другими словами: «Зачем тебе вообще нужно молиться об этом? Эти люди не вступали в завет со Мной, и они просят тебя проклясть Мой народ, с которым Я нахожусь в завете! Зачем ты вообще задаешь Мне вопросы?»

Эту же истину должны знать и мы с вами сегодня. Существуют вещи, о которых нам даже молиться не следует! Мы уже заранее должны знать ответ Бога, еще прежде чем задавать Ему подобные вопросы. Мне не нравится, когда мои сыновья-подростки подходят ко мне и просят о том, что я давно и на­всегда им запретил. «Зачем они спрашивают?» — ворчу я про себя, повторив категорический ответ, который глубоко внут­ри себя они и ожидали услышать. Они спрашивают, потому что мое слово для них закон или ограничение в этой области жизни.

Возвращаясь к Валааму, могу догадаться, что предложен­ная ему награда и положение, которое он мог бы занять среди народа Моава и Мидии, были действительно заманчивы. Не­ужели стремление к деньгам и почестям ослепят Валаама и не дадут ему рассуждать здраво?

Милосердный Бог, наверное, думал: «Хорошо, Валаам, поскольку ты ничьего не понял или не хочешь понять, Я очень ясно покажу тебе Мою волю». Затем Он сказал: «Не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен» (ст. 12). Теперь тебе понятно? Я давно понял, что когда Бог говорит, Его слова всегда ясны, понятны и недвусмысленны. Это мы обычно склонны все затуманивать и усложнять.

Валаам повиновался и на следующее утро отослал гос­тей, сказав им: «Пойдите в землю вашу, ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами» (ст. 13, курсив автора). И хотя он повиновался, в его голосе можно было услышать легкое огорчение, особенно в словах «Господь не хочет». Представьте себе следующую картинку: молодой человек, симпатичный и пользующийся успехом, но с дурной репутацией, пригласил девочку-подростка на дискотеку. Она польщена тем, что он обратил на нее внимание, и умоляет своего отца отпустить ее. Из чувства любви и долга отец очень тактично, но твердо отклоняет ее просьбу. Она огорчена и сообщает молодому че­ловеку: «Я не могу пойти, родители не хотят меня отпустить». На самом деле она говорит: «Мои родители говорят „нет", но если бы я могла, я бы сказала „да"». Она не идет только пото­му, что родители не дали согласия. Она хочет пойти, но за­прет родителей не позволяет ей удовлетворить ее похотливое желание. К сожалению, если она не поймет состояние сердца своих родителей, она рано или поздно найдет возможность пойти вместе с этим молодым человеком, и все это, скорее всего, закончится плачевно.

У Валаама было нездоровое отношение к деньгам. Он был объят пламенем похоти. Он желал бы, чтобы его положение стало выше, а имущество больше. Он послушался, но с неохо­той. Божье слово было для него ограничением, а не радостью, поскольку он не мог получить того, чего желал на самом деле.

Обольщение собственной похотью

Старейшины Моава и Мидии возвратились к царю и доло­жили: «Не согласился Валаам идти с нами». Но царя это не остановило. Он тут же послал еще более знатных и родови­тых людей с обещанием почестей и еще более богатыми по­дарками.

Зачем Валак делал это? Думаю, к этому его подталкивали демонические силы. Почему я так говорю? Дело в том, что Библия объясняет: «Каждый искушается, увлекаясь и оболь­щаясь собственною похотью» (Иак. 1:14, курсив автора). Об­ратите внимание на два момента. Во-первых, слова собственная похоть. Любое сильное желание, которое нас охватывает и которое противоречит Божьей воле, — это похоть, а зна­чит, идолопоклонство. Во-вторых, слово обольщаться. Это прерогатива врага — именно он обольщает. Обратите внима­ние, невозможно обольститься тем, чего не желаешь. Если вы предложите прихожанам в церкви сильнодействующий нар­котик, обещая людям блаженство, практически все, ни секун­ды не колеблясь, категорически откажутся от этого предло­жения. Почему? У них не будет ни малейшего желания взять его. Невозможно обольститься тем, чего не хочешь. Однако можно все же обольститься теми желаниями, которые вы не отправили на Крест. Мы обольщаемся тем, чего мы домога­емся или, другими словами, чего мы сильно желаем.

Враг знал, что этот пророк любил деньги, почитание, и потому побуждал нечестивого царя послать других людей с богатыми дарами. Новые представители имели полномочия предложить Валааму все, чего бы он ни пожелал. Они пере­дали Валааму слова царя: «Сделаю тебе все, что ни скажешь мне». Вот это предложение! Одно дело, получить то, что есть, но может, чего нет у твоего соседа, и совсем другое — получить предложение от царя попросить чего ни пожелаешь, особенно если твоя слабость находится в зоне действия силы царя. Но послушайте, что ответил Валаам:

Хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золо­та, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сде­лать что-либо малое или великое по своему произволу (Чис. 22:18, курсив автора).

Многим могло бы понравиться послушание Валаама. Од­нако мы снова слышим тщательно подобранные слова, ибо он говорит «не могу». И опять на пути исполнения его истин­ных желаний стоит препятствие в виде воли Господа. Вала­ам знал то, что знают многие люди, которые сегодня посеща­ют церковь. Невозможно намеренно преступить волю Божью и продолжать получать благословения. Он также знал то, что знает примерно половина современных верующих: созна­тельно преступающих Божью волю ожидает наказание. Од­нако иногда именно такой информации бывает достаточно, чтобы привести человека к беде, поскольку, не имея возмож­ности получить желаемое по воле Божьей, вы начнете искать обходные пути для получения того же самого якобы в соот­ветствии с Его волей. В качестве иллюстрации посмотрим на случай с Валаамом:

Впрочем, останьтесь здесь и вы на ночь, и я узнаю, что еще скажет мне Господь (Чис. 22:19).

Вы слышите это? «Что еще скажет мне Господь?» Может быть, он думал, что более богатые подарки смогут изменить решение Бога? Или он полагал, что первый запрет Господа был связан с Его ожиданием еще более ценных подарков для Валаама?

Зачем ему снова нужно было молиться об этих людях? Ви­дите ли, он все еще пытается найти способ получить то, чего ему так хочется. Его страстное желание затмевает способность мыслить здраво. Сейчас он уже ничем не отличается от той девочки-подростка, которая умоляет родителей отпустить ее погулять с пользующимся успехом молодым человеком. Ва­лаам упрям и непокорен, он не желает исполнять Божью волю с радостью, потому что воля Господа противоречит желаниям его похотливого сердца. Или, может быть, сердца идолопок­лонника? Писание подтверждает мою поправку: «Ибо непо­корность есть такой же грех, что волшебство» (1 Цар. 15:23). Послушайте, что отвечает Бог Валааму:

И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему: если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе (Чис. 22:20).

Посланные пришли за Валаамом, потому что они наде­ялись, что он пойдет с ними. Значит, по сути, Бог говорит: «Когда эти люди позовут тебя, иди, но ты должен делать толь­ко то, что Я скажу тебе». Может быть, мы все же ошибались в своей оценке происходящего? Обратите внимание, здесь не сказано: «И пришел дьявол к Валааму ночью и сказал ему: встань, пойди с ними». Там также не сказано: «И пришел дух лживый к Валааму ночью и сказал...». Я, конечно, шучу, но, учитывая то, что теперь Бог разрешает Валааму идти, можно предположить, что Он действительно приготовил для него еще большее количество денег.

Получить желаемое

Итак, Валаам получил от Бога разрешение идти. На следующее утро он встал рано утром, чтобы выполнить то, что накануне повелел ему Господь. Посмотрим, что произошло потом:

Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с кня­зьями Моавитскими. И воспылал гнев Божий за то, что он пошел (Чис. 22:21,22, курсив автора).

Как же так? Теперь Бог гневается за то, что Валаам испол­няет Его повеление, данное накануне ночью! Мы знаем, что Бог всегда отдает Себе отчет в том, что повелевает, но как тог­да объяснить происходящее? Ответ на вопрос мы находим в словах, которые Он говорит, обращаясь к Иезекиилю. Пом­ните, Бог сказал, что при наличии множества идолов у Своего народа Он не может дать ему истинный ответ?

Многие люди в церкви этого не понимают или не знают. Если мы действительно хотим чего-то и продолжаем домо­гаться вещей, отношение к которым нам ясно из Божьей воли, вполне вероятно, что Господь в конце концов даст нам это. Но нам следует знать, что впоследствии за это на нас па­дет Его суд!

Вы можете быть поражены этой истиной. Но вспомните Израиль, вспомните желание народа иметь царя. Самуил по­дошел к Господу с этой просьбой, и Бог показал ему Свое не­желание дать им царя. Он объяснил Самуилу, что царь забе­рет у народа их лучших сыновей и дочерей, лучшие земли и виноградники, а также обложит их налогами.

Самуил сообщил о воле Божьей народу, и смотрите, ка­кова реакция: «Но народ не согласился послушаться голоса Самуила». Обратите внимание, здесь не сказано, что они не согласились послушаться голоса Господа. И снова, как в слу­чае с Моисеем, они отказались признать авторитет Самуила, ориентируясь на собственный образ Господа в своем воображении, ибо очень сильно хотели получить желаемое. Бог позже утешил Самуила: «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня» (см. 1 Цар. 8).

В конце концов Бог дал им царей. Он даже Сам выбрал им первого царя, Саула. Как и предсказывал Бог, цари забирали у народа лучшие земли, сыновей и дочерей, а народ заставили платить налоги. Затем, со временем, цари привели израиль­тян в вавилонский плен. Бог дал им то, чего они так страстно желали!

Вспомните Израиль в пустыне. Они ели самую лучшую пищу из всей, что когда-либо ел человек, манну небесную. Илия съел всего две лепешки из этой манны, и ему хватило их на сорок дней и ночей! Представляете, какой полезной была эта манна!

Но Израиль устал от этой пищи и стал жаловаться на от­сутствие мяса. Они просили у Господа мяса, и затем мы чита­ем, что «Он исполнил прошение их» (Пс. 105:15). И опять они получили то, чего домогались. Он чудесным образом обеспе­чивал все их нужды:

Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морс­кой, птиц пернатых: поверг их среди стана их, около жилищ их (Пс. 77:26-28).

Они попросили, и Господь дал им просимое чудесным об­разом. Он поднял ветер и навел на них от моря перепелов в таком количестве, что их хватило на три миллиона человек! Удивительное чудо, потому что перепела не живут в пустыне! Удивительно было не только это, но и тот факт, что у изра­ильтян не было ни ружей, ни собак, чтобы охотиться на пе­репелов. Поразительное чудо! Но посмотрите, что случилось потом:

И они ели и пресытились; и желаемое ими дал им. Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их, гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низ­ложил (Пс. 77:29-31, курсив автора).

Бог чудесным образом удовлетворил их желание, но пре­жде чем они закончили есть перепелов, Он излил на них Свой суд. Он ответил им в соответствии с похотливыми желаниями их сердца.

Подумайте вот о чем: молодой человек ухаживает за де­вушкой. Его родители встревожены: «Сын, нам не нравятся ваши отношения. Прекрати с ней встречаться». Молодежный пастор подтверждает тревогу родителей: «Я согласен с мнени­ем твоих родителей. Когда я молился об этом, я почувство­вал в своем духе сильную тревогу. Тебе действительно нужно прекратить встречи с этой девушкой». Но молодой человек возражает, говоря следующее: «Я долго молился, и Бог ска­зал, что я могу на ней жениться». Они поженились, и потом он не переставал удивляться, почему в их семье проблемам нет конца.

Подумайте вот еще о чем: мужчина говорит своей жене, что он молится о новой должности на работе. Жена делится с ним своими соображениями: «Мне не нравится эта должность. Если ты получишь эту работу, тебе придется большую часть времени проводить в разъездах. Ты не сможешь регулярно хо­дить в церковь, ты пропустишь все откровения, которые Бог вкладывает в сердце нашего пастора, не говоря уже о возмож­ности поклоняться Богу...» Пастор говорит ему то же самое, но муж полон решимости и продолжает молиться, пока не по­лучает повышение. Годом позже он удивляется, как получи­лось, что во время деловой поездки он оказался в гостиничном номере в одной постели с посторонней женщиной.

Этот список можно продолжить. Мы должны понять, что когда мы чего-то сильно хотим в противовес Божьей воле, Бог может это дать нам. Он будет отвечать в соответствии с тем идолом, который сидит в нашем сердце. В конечном счете Он делает это для того, чтобы мы одумались и Он снова мог бы занять престол нашего сердца.

Я, Господь, могу ли, при множестве идолов его, дать ему ответ? Пусть дом Израилев поймет в сердце своем, что все они через своих идолов сделались чужими для Меня (Иез. 14:4,5).

В другой версии английской Библии это место звучит так: «Я сделаю это, чтобы заново покорить сердце народа Израиля для Себя». Господь ревностно желает привлечь нас к своему сердцу. Помните, Он ищет нас, Он желает приблизить нас к Себе. И хотя Он не желает, чтобы кто-то погиб, Он никогда не допустит непочтительного к Себе отношения. Его сердце открыто для тех, кто отдал себя Богу полностью. По этой же причине Он стремится вернуть к Себе тех, чье сердце оказа­лось в тисках похоти, ибо она есть идолопоклонство.

Когда блудный сын попросил у отца свою долю наслед­ства, он разговаривал с ним как сын, как член семьи, а не как чужеземец или странник. Совершенно очевидно, что сыном руководили эгоистические побуждения. Отец не стал отказы­вать ему, хотя и знал, что сын не сможет распорядиться день­гами правильно. Он дал ему большую сумму денег, и сын впоследствии сильно пострадал, как и предвидел отец. Хоро­шо еще, что когда он пришел в себя, он решил вернуться к отцу. В этом воссоединении он понял сердце отца, как никог­да раньше.

Бог надеется обратить к Себе каждое чадо, которое заблу­дилось из-за отсутствия священного страха перед Господом. К сожалению, как в случае с Валаамом, некоторые так и не приходят к примирению и познанию сердца Господа. Если вы прочитаете остальную часть истории с Валаамом, вы увидите, что он настойчиво продолжал домогаться желаемого и в нака­зание за это на него обрушился меч.

Это сравнение приводит нас к Новому Завету, где люди, страдающие отсутствием священного страха, сравниваются с сынами Израилевыми, Каином и Валаамом (мы обсуждали эти персонажи в данной главе). Прочитайте это предупреждение:

Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, из­бавив народ из земли Египетской, потом неверовавших по­губил (Иуд. 5).

Далее Иуда подразделяет новозаветных верующих, кото­рые оскверняют благодать Божью и отступают, демонстрируя в своей жизни похоть, нечестие и непослушание:

Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя (Иуд. 11,12).

Обратите внимание, оказывается, на наших вечерях любви имеются соблазны, и это предупреждение вполне можно от­нести также к нашим церковным служениям. Нельзя забывать, что Иисус вернется за Своей невестой (Его главным предме­том любви), которая сохранила себя непорочной от мирских похотей. Но Иуда говорит верующим, что некоторые из них «пиршествуя с вами, без страха утучняют себя». Они желают получить благословения, они хотят приближаться к Богу, но им недостает страха Господня. Они обманывают самих себя, и их самообман будет только возрастать, если они не вернутся к сердцу Бога со священным страхом и любовью.

Предупреждать и учить

Позвольте мне сказать об этом несколько иначе. Автор По­слания к Евреям сказал: «Мы же не из колеблющихся на поги­бель» (Евр. 10:39). Я убежден, что вы сейчас читаете эту книгу и готовы испытать свое сердце, потому что не только хотите ходить перед лицом Господа, но и всем сердцем желаете уго­дить Ему в делах и истине, а не только в помыслах и словах. Поэтому нам говорят:

Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во вре­мя отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению (Фил. 2:12,13, курсив автора).

Люди, ходящие в священном страхе, будут повиноваться Богу всегда, независимо от того, чувствуют они Его присутствие или нет. Они непреклонны даже тогда, когда, как им ка­жется, Бог оставил их, но Он этого никогда не сделает! Гос­подь приближается к тем, кто ходит в страхе Божьем, и дает им силу не только желать, но и исполнять Его волю. Он по­велевает нам совершать наше спасение не только с любовью и радостью, но и со страхом и трепетом. И опять-таки страх Господень — исключительно важный момент, он производит в наших сердцах беспрекословное послушание и побуждает нас к соответствующим действиям.

Все написанное в этой главе отрезвляет и призывает к бла­горазумию. Однако Павел говорит, что для того чтобы пред­ставить всякого человека совершенным во Христе Иисусе, нам нужно вразумлять, научая его всякой премудрости (см. Кол. 1:28). На первый взгляд вразумление может показаться неприятным и нежелательным делом, но в конце концов оно окажется душеспасительным и принесет полезные плоды. Мне нравится слышать оптимистичные и радостные слова, но я представляю также, что в день Суда многие будут смотреть на служителей и кричать: «Почему ты меня не предупредил об этом?» И если проповедники предпочитали говорить лю­дям утешительные и успокаивающие слова, они будут трепе­тать, глядя на свои руки, запятнанные кровью людей.

Однажды я сказал об этом на богослужении, после чего ко мне подошел разъяренный пастор. Он сказал: «Как ты смеешь утверждать, что на наших руках может быть чья-то кровь? Это ветхозаветная чушь, а мы живем по благодати». Я открыл свою Библию и показал ему слова Павла:

Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я ие упускал возвещать вам всю волю Божию. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Снятый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:26-28).

Никогда не забуду тот шок, который испытал пастор, про­читав предупреждение Павла. Он находился в служении мно­го лет и много раз читал эти слова, но в тот день он увидел их другими глазами. Он сдержанно извинился, и мы поговорили еще несколько минут о том, как важно не попасть в ловуш­ку узкого представления вещей в проповеди, всегда стараясь подчеркивать только положительные моменты, или, напро­тив, только негативные. Нам нужно равновесие, чтобы мы могли «предупреждать и учить».

Мы живем в такое время, когда, как предупреждал Иисус, многие, и даже избранные, будут обманываться. Он сказал, что ложь и обман распространятся повсюду. Нам следует очень внимательно следить за тем, на чем мы стоим, чтобы не упасть. Нам нужно приближаться к Богу с чистым серд­цем, исполненным страха Божьего, без легкомыслия, и тогда обмануться будет трудно. Наш любящий Отец стоит за нас, Он дал нам все, что нужно для жизни и благочестия. Он дал нам благодать через Господа Иисуса Христа, чтобы мы могли жить в послушании Его воле, и мы сможем иметь тесное с Ним общение только через святой страх перед Ним.

Вопросы по теме:

1. Вы читали заявление, согласно которому «без страха Гос­подня... у нас в душе или в воображении формируется, или вырисовывается искаженный образ». Оглядываясь на­зад на пройденный в христианстве путь, скажите, были ли в вашей жизни случаи, когда в вашем сознании сложился искаженный образ Божий? Если да, что именно было в нем искаженным?

2. В главе говорится, что, когда мы желаем чего-то вопреки воле Божьей, Бог может исполнить наше желание. Честно взглянув на свою молитвенную жизнь, скажите, бывает ли, что вы постоянно приходите к Богу с желанием, которое можно назвать эгоистическим и даже похотливым? Быва­ли ли случаи в вашей жизни, когда вы получили желаемое, но после этого горько об этом пожалели?

В первом вопросе в конце первой главы вас спросили, по­чему вы решили прочитать эту книгу. Теперь, обдумав все то, что вы сумели извлечь из этой книги, можете ли вы сказать, что полученные вами уроки весьма полезны? Ка­кие изменения вы начинаете видеть в том образе Бога, ко­торый нарисован в вашем воображении, и что значит для вас угодить Ему в делах и в истине?

  • СВАДЬБА С ГЕНЕРАЛОМ
  • Стаття 295. Порядок продовження строку досудового розслідування
  • Определение нагрузки судовой электростанции
  • УРОК 1: Богатые не работают на деньги.
  • Шевронні циліндричні передачі
  • айте определения следующих понятий и категорий.
  • Я с нетерпением ждала ухода босса.
  • Глава 31. Путь мертвеца
  • БЕДНЯЖКА ОБЕЗЬЯНА
  • Задачи оптимизации в теории управления
  • ИНЖЕНЕРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
  • Во втором параграфе главы анализируется система расселения в Билярской округе второй половины XIII – XV вв.
  • Конверт-салфетка для столовых приборов Под крышей дома
  • Критерії перспектив нафтогазоносності глибоко занурених горизонтів
  • 1. Сущность заработной платы и методы ее регулирования
  • ПОЧЕМУ ДЕТИ ВЕДУТ СЕБЯ ПЛОХО
  • Подготовительные уровни.
  • «Королевство» завершает трилогию Аманды Хокинг про народ трилле и его принцессы Венди, которая в одночасье превратилась из обычной девушки в правительницу волшебного королевства. Пережив немало 5 страница
  • Соседки, воспитательницы, нянечки
  • Задача №7. Больной 19 лет