Учение о единстве в популярной литературе

Хотя многие богословы раннего кафолического периода стали употреблять терминологию учения о триединстве, очевид­но, что еще на протяжении многих десятилетий большинство верующих продолжали мыслить и говорить, используя термины вероучения о единстве.

Для того, чтобы получить представление о бытующих тогда взглядах среди большинства простых верующих и сравнить их со взглядами богословов и философов, необходимо процитировать некоторые фрагменты из апокрифических, анонимных или псевдо-эпиграфических книг. Содержание этих книг не во всем совпадает с нашей точкой зрения, но отражает образ мыслей христиан того периода.

Приведенные цитаты, взятые из популярной христианской литературы тех времен, доказывают, что многие люди верили в Иисуса как в воплощенного в полной мере единого Бога. Под словом популярная, мы прежде всего имеем в виду "простонародная"; другой смысл слова "популярная" – "принятая среди основной массы людей, массовая, распространенная, лю­бимая многими или большинством людей".

Завещания двенадцати патриархов (II век до Р. Х.): "Господь Бог, Мо­гущественный Израиля,... явился на земле как человек... Бог при­нял плоть и ел с людьми, и спас людей" (2:6).

Деяния Петра и Павла. Павел "воздает благодарность Гос­поду и Учителю Иисусу Христу"; язычники-христиане обраща­ются к иудеям со словами: "Мы... веруем в Спасителя Бога, Ко­торого вы оставили в неверии вашем".

Деяния Петра и Андрея:"Истинно велик Бог Петра и Анд­рея, посему отныне я верую в имя Господа нашего Иисуса Хри­ста".

Деяния Иоанна:"Он... выше и величественнее, чем все дру­гие имена, нами произносимые – наш Бог, Иисус Христос". Эта работа включает в себя молитву "Богу и Господу Иисусу Хри­сту", и другие молитвы "во имя Иисуса Христа", но ни одной тринитарной молитвы. В работе содержится одна молитва по­клонения, которая обращена не к Отцу, Сыну и Святому Духу, как обычно в тринитарных молитвах, но к Господу, Который явился в Сыне. "Мы прославляем имя, которым Ты, Отец, на­звался; мы прославляем имя, которым Ты назвался в Сыне; мы прославляем воскресение, явленное нам Тобой; в Тебе мы сла­вим... Его, названного Сыном Человеческим, пришедшим ради нас, Который есть истина, покой, знание, свобода убежище в Тебе. Ибо Ты есть единственный Господь, корень бессмертия, источник нетления, престол вечности; Ты, Который был назван так ради нас, Тебя мы призываем и ощущаем Твоё безграничное присутствие, которое можно увидеть только через непорочного, видимого и сущего в Тебе единственного Сына".

Способ, которым все эти фразы вплетены без какого-либо объяснения, показывает, что авторы подделывали свои воззрения о Боге и Христе, чтобы быть в согласии с единством. Они не воспринимали эти формулировки единства как незнакомые, противоречивые, спорные или сомнительные. Они считали само собою разумеющимся, что читатели поймут их и согласятся с ними, а возможно, что авторы даже и не задумывались об этом.

Большинство историков сегодня делают вывод, что простые верующие раннего кафолического периода мыслили скорее в логи­ке модализма, бессознательно принимая его, чем в логике трие­динства[78].



Следующая цитата представляет собой самую обычную аргументацию, которой современные историки триединства пытаются объяснить доминирование модализма или монархианства в Римской Империи.

"Возможно, что самым подходящим современным объяс­нением причины широкой популярности в то время движения монархиа­нства является следующее объяснение: это была от­ветная реакция обычных христиан против философских рас­суждений обычных тринитарных воззрений и церковной литургии. Согласно этому мнению, Церковь всегда верила в Отца, Сына и Святого Духа, однако, за исключением некоторых теологов (например, апологетов), она никогда не объясняла или даже не пыталась объяснить своё вероучение... Большинству христиан, включая их лидеров, и в голову не при­ходила необходимость пояснять смысл триединства и ход служения в Церкви до того, как во II веке возникли противоречия. Объяснения последовали только тогда, когда наиболее образо­ванные из верующих стали пытаться размышлять о вере, приме­няя философские категории, которые были неизвестны простым христианам; вот тогда впервые и возникла проблема: как Бог может быть один и в то же самое время, в некотором смысле, в трех лицах. Так в качестве реакции на предложенное решение этой проблемы, выдвинутое образованными христианами Тертуллианом и Ипполитом, возникло модалистско-монархианское направление вероучения. Церковные лидеры подчеркивали мно­жественность Божества, склоняясь к учению о подчиненности Божественных личностей и тритеизму. Простые же христиане Рима, в противоположность этим взглядам, придерживались учения, в котором подчеркивалось, что Бог один, Бог неделим и что Хри­стос является центром поклонения в церковном вероучении и служении"[79].

Когда мы анализируем период написания Нового Завета и послеапостольский период, то мы не находим никаких доказа­тельств того, что первоначальное учение, служение или вероис­поведание Церкви было тритеистичным. Тем не менее, это объяс­нение проливает свет на причину распространения модализма и причину конфликта между модализмом и триединством.

  • Запись 176
  • Leisure-Time Activities (My Days Off) And Holidays
  • Дніпропетровськ НМетАУ 2013
  • СОСТАВ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
  • I. Read and translate the article.
  • Тем, кто я есть, я стал зимой 1975 года, в морозный пасмурный день. Эта минута навсегда врезалась мне в память: пригнувшись, я хоронюсь за саманной стеной у замерзшего ручья и украдкой наблюдаю за 20 страница
  • СОБСТВЕННЫЕ ЭМОЦИИ
  • Возрождение и витражи
  • ГЛАВА 2. Комплексная оценка показателей конкурентоспособности организации на примере ООО «Старый Мастер» и ООО «Юлиус Майнл Руссланд».
  • АТЕЛЛАНА
  • ВОПРОС XXIV
  • Факторы общения, искажающие результаты эксперимента.
  • Тема 2.2 Расчет электрических цепей постоянного тока
  • Как освободить путь самому себе
  • Т.е. это зарегистрированный законодательством (запатентованный) фирменный блок. Все перечисленное выше к нему применимо.
  • Пять способов урегулирования конфликтов
  • Тема 11. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности.
  • Международные конвенции и соглашения
  • XV. Свойство.
  • ЛОГИКА «555 И БОЛЕЕ». ХАРАКТЕРИСТИКИ