Вопрос 4. Управление в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства и транспорта

Жилищная сфера - одна из важнейших составных частей экономики России. Эта область народного хозяйства включает в себя строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Жилой фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения и иные жилые помещения, пригодные для жилья.

Различаются следующие виды жилищного фонда: государственный, муниципальный, общественный и частный.

Коммунальное хозяйство подразделяется на группы объектов: санитарно-технические (водопроводы, канализация, предприятия по очистке городов); энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети); транспортные (автобусы, троллейбусы, трамваи); объекты внешнего благоустройства (путепроводы, зеленые насаждения, мостовые, тротуары, водостоки, набережные, уличное освещение и др.).

Ранее управление строительно-жилищным комплексом на федеральном уровне осуществлялось единым органом - Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Он выполнял в основном функции координации и регулирования подведомственной деятельности, а другие вопросы управления в сфере строительства решали федеральные органы отраслевой и межотраслевой компетенции. Управление жилищно-коммунальной сферой находится преимущественно в компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России) являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики и жилищно-коммунального комплекса и его реформирования во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Госстрой России в рамках выполнения поставленных перед ним задач:

- обеспечивал реализацию государственной политики в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства;

- координировал по этим вопросам деятельность органов управления субъектов Российской Федерации;

- осуществлял лицензирование в области производства строительных материалов и архитектурной деятельности;

- осуществлял государственный архитектурно-строительный надзор за качеством строительства, а также государственный контроль за соблюдением правил планировки и застройки городов, за соблюдением жилищного законодательства и сохранностью жилищного фонда и т.д.

Тенденция децентрализации управления, характерная для прошлых десятилетий, усиливается развитием в данной сфере разных форм собственности. Сейчас специального федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере строительства и жилищно-коммунального комплекса, нет.



Государственный, муниципальный и частный жилой фонд требуют на верхнем уровне преимущественно нормативных решений, на нижнем (муниципальном) - оперативно-распорядительных, принимаемых в районах и городах жилищными департаментами, управлениями и отделами, дирекциями по эксплуатации жилого фонда и т.п. Более активно стали развиваться договорные отношения.

Низовыми звеньями управления жилищно-коммунальным хозяйством являются: тресты, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), дирекции по эксплуатации зданий (ДЭЗ), ремонтно-эксплуатационные управления (РЭУ), домоуправления.

Характерной чертой для жилищно-коммунальной сферы является то, что многие вопросы решаются местными органами. В частности, к вопросам местного значения относятся: содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо- и водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; благоустройство и озеленение территории муниципального образования; организация утилизации и переработки бытовых отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения и др.

Транспорт является обслуживающей отраслью экономики и играет огромную роль в хозяйственном и социально-культурном строительстве. Его основной задачей является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. От успешной работы транспортных предприятий зависит эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота и торговли, состояние обороноспособности страны. К транспорту тесно примыкают дорожное хозяйство и средства связи.

В организации управления транспортно-дорожным комплексом России ведущую роль играют федеральные органы исполнительной власти. Они подразделяются по видам транспорта. Общее руководство транспортным комплексом страны возложено на Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России). В его состав входят: Федеральная аэронавигационная служба; Федеральная служба по надзору в сфере транспорта; Федеральное агентство воздушного транспорта; Федеральное дорожное агентство; Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств.

Министерство транспорта Российской Федерации в установленном порядке осуществляет руководство и организацию деятельности Представительства Российской Федерации при Международной организации гражданской авиации и Представительства Российской Федерации при Международной морской организации.

Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности министерства;

на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности (около 100 видов деятельности);

в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций;

организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;

обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, а также мобилизационную подготовку министерства и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

После распада СССР для решения вопросов, требующих согласования между странами СНГ, создан Межгосударственный совет по координации работы железнодорожного транспорта СНГ.

Независимая исследовательская компания Skytrax в 2007 году опубликовала очередной ежегодный рейтинг более 170 международных аэропортов, составляемый по результатам опроса авиапассажиров. Пассажирам было предложено оценивать качество работы аэропортов по сорока позициям, включающим такие, как: чистота терминалов; профессионализм и вежливость персонала; уровень магазинов беспошлинной торговли; интернет-сервис; питание; быстрота прохождения паспортного контроля; режим безопасности и т.д.

Из российских аэропортов в итоговый рейтинг вошли только два - Домодедово и Шереметьево. Занимаемые ими позиции в рейтинге отражены в сравнительной таблице и говорят сами за себя.

  • Исследуемый вопрос проясняется 61 страница
  • Социальные оценки 10 страница
  • Фестиваль фонарей Канто Мацури в Японии
  • Розгорнутий план практичних занять з дисципліни «Фізіологія» для студентів спеціальності «Сестринська справа», І семестр 2015-2016 н. р. (114, 116, групи)
  • Система адресации в Интернете
  • Унифицированная форма N ТОРГ-1 1 страница
  • История возникновения. Система прогрессивизма завершила свое существование к середине 50-х годов
  • Признаки и виды налогов. Субъект и объект налога.
  • Supplementary file
  • Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым.
  • Царевна‑умиротворительница
  • АВТОМОБИЛЬНЫЕ КОДЫ
  • Органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, ре-
  • б) Денсаулық сақтау органдарымен бірлескен жұмыс жоспарының орындалуы туралы есеп
  • Влияние карантина Земли на свободную волю
  • Принцип оптимистической стратегии
  • Page 268 / 269
  • Меры предосторожности и особые указания. Противопоказания.Не прин
  • Тема 1. Конституционное право России – отрасль публичного права
  • Март 1346 года — декабрь 1348 года 13 страница