Слово на второй день нового года

С Новым летом благодати, благородные воспитанницы! С новым летом благодати и новым счастьем, ибо где благодать Божия, там и сча­стье. В самом деле, не счастье ли, что с Новым годом все мы, великие и малые, можем опять делать много доброго? Не счастье ли опять, что с Новым годом все мы, и малые и великие, можем вознаграждать и ис­правлять, если прежде сделано было что-либо злого и недоброго? Эта двойная возможность - продолжать делать добро и продолжать изглаждать зло, есть уже великое счастье, и его-то всем нам равно приносит Новое лето благодати Божией!

"Но велик ли круг добра, которое мы можем делать в нашем возрасте и состоянии?" - подумает какая-либо из вас. Тем неизвинительнее, воз­любленные, если не возумеем наполнить и этого малого круга действий добром чистым; а такое несчастье, пожалуй, легко может постигнуть нас, если, под предлогом малости нашего круга действий, предадимся лено­сти и небрежению, и что еще хуже, гордости и величанию. Но думать, что круг деятельности вашей слишком мал и тесен, была бы сущая неспра­ведливость. Мало ли всем вам можно делать доброго? Прежде всего, вы можете в новом лете быть усердными к храму Божию, к домашней мо­литве и к занятию законом Божиим: это добро великое и на всю жизнь вашу! Вы можете в новом лете быть внимательными к наукам и искусст­вам, вам преподаваемым, развивать правильно способности души и серд­ца, обогащать свой ум полезными знаниями - это также добро великое и на всю жизнь вашу! Вы можете в новом лете постоянно оказывать пре­данность и послушание своим начальникам и наставникам, выполнять со всей точностью их распоряжения и уроки, следовать во всех действи­ях правилам благоразумия, приучать себя к чистоте души и тела, к поряд­ку, скромности и простоте - это добро великое и на всю жизнь вашу! Можете, не будучи родными, жить все как родные, разделять между собою благие мысли и чувствования, научиться помогать друг другу и исправ­лять друг друга от недостатков - это также добро великое и на всю жизнь вашу. Наконец, хотя ваша жизнь здесь, сколько возможно, освобождена от нужд и защищена от неприятностей; но как жизнь человеческая необ­ходимо подлежит по временам некоторым лишениям и даже скорбям, посему вы можете заранее навыкать терпению, великодушию, умению быть выше неприятных обстоятельств - это также добро немалое и на всю жизнь вашу, в коей, после святой веры и добродетели, ничего так не нужно для каждого из нас, как терпение и смирение.

Видите, сколько добра можно сделать вам, благородные воспитан­ницы, в настоящем возрасте и состоянии вашем! Кто осмелится сказать, чтобы этот круг добра был мал и тесен? Скорее надобно молить Господа, чтобы Он подал силы наполнить его одним чистым добром. Ибо, предо­ставленные самим себе, без помощи благодати Божией, мы, как учит сло­во Божие и опыт, и одной добродетели не можем исполнить, как должно, даже не можем помыслить о чем-либо истинно добром, как уверяет апо­стол, сами по себе, но вся способность на это бывает в нас от Бога.

Все сие представится еще важнее, если мы на то, что можно вам в Новом году делать доброго, будем смотреть по отношению не к одному настоящему, а и будущему вашему состоянию. Ибо ваше пребывание здесь временное и приуготовительное к тому, чтобы со временем вступить в круг жизни, который для многих из вас будет и обширен, и разнообразен: там должны раскрыться вполне ваши способности и дарования; там дол­жны принести плоды ваши познания, и ваши добрые качества. Какого блага нельзя ожидать для ваших семейств, даже для всего общества, если вы, выйдя из-под благословенной сени дома сего, явитесь приуготовлен­ными на все доброе и святое, приученными ко всяким видам добродете­лей, умеющими побеждать зло, в каком бы обольстительном призраке ни явилось оно перед вами. Но чтобы быть таковыми, чтобы иметь эту дра­гоценную способность, для сего надобно предварительно воспитать себя в духе веры и благих нравов, надобно свыкнуться с добром и утвердить в себе навсегда нераскаянное отвращение от всякого вида греха. Без сего, хотя бы вам, по вступлении вашем отсюда в круг жизни общественной, и пришло желание быть добрыми, мы встретим к тому немало препятствий в себе самих, от собственного нечистого сердца, ибо к добру надобно приучать себя постоянным упражнением, чтобы оно сделалось уже неотъемлемой нашей собственностью.



С этой стороны новое лето, как сами можете видеть, есть опять дра­гоценный дар Божий, ибо с продолжением его мы можем приобрести, столь необходимый для всех нас, навык в добре. Воспользуемся же сей благодатью; не злоупотребим даром небесным, то есть временем, по­спешим украсить душу свою верою и благими нравами, ибо только одни эти украшения никогда не стареют, всегда новы и всегда привлекают на нас не только взоры людей, а и благословение Самого Бога. Говорим все это для того, что можно в новом лете пойти и противным путем, можно вознерадеть о науках и искусствах, можно оказывать дух упрям­ства и неповиновения начальству, можно предаться своенравию, рассея­нию, скрытности, лукавству, нечистым мыслям и предосудительным поступкам. Увы, в падшей природе нашей есть несчастная возможность, и даже наклонность ко всему этому! Но что будет с той из вас, которая, забыв страх Божий, забыв цель воспитания своего, пошла бы сим пу­тем злополучным? Таковая потеряла бы спокойствие своей совести и сердца, причинила бы печаль своим родителям и благодетелям, горесть своим начальникам и наставникам; таковая возмутила бы светлый и чистый круг ваш; удалила бы от себя своего Ангела Хранителя; лиши­лась бы благодати и благословения Божия; подпала бы добровольной ужасной зависимости от духа злобы, - того общего врага нашего, кото­рый, по свидетельству апостола, ходит невидимо всюду, яко лев, иский кого поглотити (1 Пет. 5; 8).

Новый год, таким образом проведенный, был бы источником не ус­пеха и счастья, а величайших печалей и бедствий. Жить таким образом -значит не жить, а ежедневно умирать духом. Да сохранит вас Господь от сей смерти духовной! А чтобы она не приближалась к нам, дадим перед сим престолом Бога Живаго и всевидящего, дадим от всего сердца обет делать в продолжение наступившего года одно доброе и убегать всякого вида зла; а если бы, по несчастию, оно как-либо вторглось в душу нашу, тотчас изгонять его искренним раскаянием и обращением с молитвою ко Господу. При таком расположении духа, мыслей и поступков наших, что бы ни случилось с нами, будьте уверены, все, при помощи Божией, обра­тится нам во благо. Аминь.

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. Является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой
  • Брент Кертис, Джон Элдридж - Священный роман 9 страница
  • Задачи на внимание
  • Если Вы не считаете себя патриотом, то почему?
  • Гражданское общество является признаком ___________ политического режима.
  • ГЛАВА 10. брейер НЕ пошевелился, когда захлопнулась дверь, — и все еще сидел
  • Диалог в условиях логики зрелищ и парасоциальных аффектов
  • Раздел 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТОРОН
  • Альтернативная гражданская служба. Понятие, правовые основы деятельности.
  • АБСУРДНОЕ СООТНОШЕНИЕ
  • Данный конкурс оценивается с коэффициентом 1,5.
  • Монографическое исследование
  • Интернет как средство коммуникации
  • Казими́р Мале́вич — український художник-авангардист україно-польського походження, один з засновників нових напрямків в абстрактному мистецтві —супрематизму та кубофутуризму, педагог,
  • Отбор и оценка персонала при найме
  • Караганды
  • Программируем исполнение желаний при помощи техники Центральной Сцены
  • Это уже не модно. К нам мода с Запада приходит, И за собою нас зовёт
  • Цели и задачи Рабочей группы
  • Государственные и социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни