Общая характеристика организаторской деятельности классного руководителя

Описывая содержание организаторской деятельности, мы пред­ставляем идеальный его вариант. Апеллируя к сознанию классных руководителей, мы уверены, что они самостоятельно определят последовательность направлений (операций, действий) в своей профессиональной деятельности.

Содержание организаторской деятельности определяют пять ос­новных направлений.

1. Классный руководитель координирует деятельность основ­ных институтов социализации личности (семьи, образовательных учреждений дополнительного образования и др.):

- проводит работу по психолого-педагогическому просве­
щению родителей;

- организует совместную общественно значимую деятель­
ность, досуг;

- приобщает родителей, работников учреждений дополни­
тельного образования к педагогическому процессу;


- разрабатывает и координирует реализацию разнообразных
программ взаимодействия различных институтов социализации
личности.

2. Классный руководитель организует воспитательную деятель­
ность в процессе обучения (через учителей-предметников):

- помогает (при необходимости) учителю-предметнику в оп­
ределении воспитательного потенциала содержания учебного
предмета (через анализ учебных программ);

- помогает (при необходимости) в подборе дополнительно­
го (с воспитательным потенциалом) материала к уроку;

- оказывает (при необходимости) помощь в отборе форм и
методов обучения, способствующих формированию личности;

- помогает (при необходимости) устанавливать (развивать)
дружеские и деловые отношения- с детьми;

- помогает (при необходимости) установить личностный
контакт с детьми.

3. Классный руководитель организует собственные воспитатель­
ные влияния вне учебной деятельности:

- устанавливает личностный контакт с детьми;

- определяет и реализует разнообразные воспитательные ме­
ханизмы воздействия на личность и коллектив;

- определяет виды рекомендуемой деятельности для лично­
сти и коллектива, проводит конкретные мероприятия по их
«принятию» и организации детьми;

- подготавливает и проводит различные воспитательные ме­
роприятия;

- способствует включению детей в разнообразные виды де­
ятельности во внеурочное время.

4. Классный руководитель использует коллектив в качестве сред­
ства становления и развития личности:

- обучает и помогает в осуществлении коллективного пла­
нирования;

- обучает и помогает в организации текущей организатор­
ской деятельности;

- обучает и помогает в проведении коллективного анализа дел;

- помогает в подготовке и проведении коллективных твор­
ческих дел;

- способствует развитию ученического самоуправления: ока­
зывает прямую или косвенную помощь при развитии самосто­
ятельности и активности детей.

5. Классный руководитель проводит индивидуальную работу с
учащимися:

- определяет конкретные задания, поручения в соответствии
с личностными особенностями ученика с целью инициирова­
ния его активности школьника;


- оказывает помощь (при необходимости) в избрании и
включении ребенка в деятельность, отвечающую его потреб­
ностям, способностям и интересам;

- помогает в разработке и реализации индивидуальной про­
граммы развития и образования личности;



- способствует созданию специальных педагогических ситуа­
ций для проявления и формирования конкретных качеств и
свойств личности;

- проводит беседы на различные темы (по мере необходи­
мости);

- помогает в составлении и реализации индивидуальной про­
граммы самообразования и самовоспитания школьников;

- организовывает постоянную работу консультпункта «Прием
по личным вопросам»; и др.

Сущность организаторской деятельности классного руководителя заключается в управлении сис­темой внешних влияний, оказываемых на личность школьника, коллектив. Управлять в данном контексте — значит направлять ход влияний, руководить действиями тех, кто их оказывает.

Система внешних влияний представляет собой ряд влияний, расположенных последовательно во времени и специально орга­низованных учителем-предметником на уроке и вне его. Они осу­ществляются классным руководителем в процессе воспитатель­ных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуаль­ной работы с детьми. В систему внешних влияний входят влияния, оказываемые на ученика в учреждениях дополнительного образо­вания, в семье, в детских и юношеских организациях.

Система внешних влияний обеспечивается глубокими межпред­метными связями, взаимосвязью обучения и воспитания, осуще­ствляемых в школе и вне школы. Все это необходимо для компенса­ции одних влияний другими, для создания условий переноса при­обретенного учащимися опыта, для осуществления преемственно­сти предыдущего и последующего этапов педагогического процесса.

Таким образом, недостаточность воспитательных влияний на одних уроках может компенсироваться на других, неполноцен­ность процесса обучения (в воспитательном аспекте) в школе — эффективностью деятельности в учреждениях дополнительного образования, а недостаточность процесса обучения в целом — си­лой организации специальной воспитательной работы.

  • МАСШТАБА 1:100 000
  • Глава четырнадцатая. Ох как же Изабель его недооценивала
  • Глоссарий. Плохо себя чувствовать в самолете; ждать кого-либо(что-либо); собираться что-либо
  • Лабораториялық жұмысқа арналған тапсырмалар
  • Вопрос. Анализ платежеспособности предприятия и ликвидности его баланса.
  • Задание №1. 1.1. Выбрать предохранители для защиты электродвигателей силового пункта СП (рисунок
  • Завдання № 223
  • Послеалкотольные игры
  • Посвящается Биллу и Бобу 6 страница
  • Анализ технического задания. Исходные данные задания
  • Exercise II. Identify fhe meanings of the verb dare/daresay in the given sentences and translate them info English.
  • Сферы общественной жизни
  • Разговор тел
  • II. Цели и задачи Концепции
  • Но он стал нежно водить своими руками по телу, и оно предательски дрогнуло, отвечая на ласку.
  • Упыри, вампиры, вурдалаки
  • Марийская деревня
  • Вечер в хижине дяди Тома
  • БОГ БИБЛИИ НеСправедливо Убил
  • III. Identify the thesis of the talk.