СПОСОБЫ СЛОВЕСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Основной закон словесного действия в актёрском искусстве звучит так: «Если ты хочешь употреблять слова, то каждую минуту за своими словами разумей действительность» Общественная сущность всякого человека, а значит, и сценического образа, раскрывается преимущественно в общении с другими людьми при помощи слова и словесного действия. Поэтому чем совершеннее действует актёр на сознание своих партнёров при помощи слов, тем полнее раскрывается сущность образа, тем соответственно сильнее и его воздействие на сознание зрителей.

Переоценить значение словесного действия в актёрском искусстве поистине невозможно. Действительность, рисуемая словами и внедряемая в сознание партнёра, может быть подлинной реальной действительностью (тем, что на самом деле существует), может быть действительностью воображаемой, предполагаемой, иллюзорной, искажённой и т.д. Это зависит от того, кто, как и в каких обстоятельствах действует словами. Но во всех случаях действование словами есть рисование ими картины, которая так или иначе, по той или иной причине возникла в сознании действующего и которую он предлагает партнёру. Поэтому, для того чтобы действовать словами, нужно прежде всего видеть, отчётливо представлять себе то, о чём говоришь, «разуметь действительность».

Пока речь идёт не о сцене, а о реальной жизни, нет надобности требовать это от кого бы то ни было. Все люди, по реальной надобности действуя словами, рисуют картины более или менее ярко, убедительно и увлекательно – в той мере, в какой каждому это свойственно и в какой мере этого требуют цель и реальные окружающие его обстоятельства.

Другое дело – актёрское искусство. Актёру приходится специально изучать логику действия только потому, что действовать на сцене ему приходится, руководствуясь не подлинными, а «предлагаемыми» – воображаемыми, в действительности отсутствующими обстоятельствами. В частности, и слова предложены актёру автором пьесы; он даёт те, а не другие слова своим действующим лицам потому, что они нужны им, этим лицам, согласно их логике. Пока актёр не усвоит эту логику, слова роли чужды ему – у него нет права и основания произносить их.

Действующий словом человек не только воспроизводит своей звучащей речью определённую картину для партнёра, но и стремится к тому, чтобы эта картина вызвала в его сознании определённую психическую работу. В зависимости от того, на какую именно психическую работу рассчитывает действующий словом (разумеется, не отдавая себе в этом отчёта), он применяет тот или другой способ словесного воздействия.

Есть шесть «адресов» воздействия на сознание – внимание, чувство, воображение, память, мышление и воля, – которые в совокупности занимают всю отчётливо определимую на практике сферу психической деятельности партнёра или зрителя.

Способы словесного воздействия (ноты)

Область сознания Простое словесное воздействие Нота Цель действия и физическое выражение ноты
Внимание Звать ЗВ Цель простого словесного действия звать – только обратить на себя внимание, привлечь к себе внимание партнёра, оно даже не всегда требует произнесения слов
Чувства Ободрять ОБО Укрепить в партнёре уверенность в том, что он ведёт себя «правильно», пытаться сделать его выше, бодрее; тенденция использовать высокие тона голоса, «тянуться к партнёру», помогать ему полегчать; пристройка почти «снизу», прямой взгляд
Упрекать УП Вернуть партнёра к осознанию тех его интересов, о которых он забыл, каким он изменил; сделать его тяжелее, тенденция использовать низкие тона голоса; тело приспособлено к ожиданию изменений в поведении партнёра, под влиянием совести; пристройка почти «сверху», прямой взгляд
Воображение Предупреждать ПРЕ Нарисовать картину, которая помогла бы партнёру чего-то избежать, намекнуть на возможные последствия. Ожидание результатов воздействия: внимательнейшее наблюдение за партнёром. Косой взгляд, тело настороженное, готовое к обороне. Некоторая неуверенность
Удивлять УД Нарисовать нечто приятное для партнёра, расширяющее его горизонты. Ожидание результатов воздействия: внимательнейшее наблюдение за партнёром. Яркая пристройка сверху, «удобное» устройство тела в пространстве, прямой взгляд
Память Узнавать УЗ Извлечь нечто из памяти партнёра. Пристройка наравне, ожидание ответа без всякого его предрешения, полная неподвижность после действия, до выяснения его результатов
Утверждать УТ Заложить нечто в память партнёра. Пристройка наравне, бросить внимание партнёра на мгновение после совершения действия
Мышление Объяснять ОБЯ Добиваться, чтобы сознание партнёра усвоило некую пространственную или временную связь явлений для того, чтобы сделать партнёра «единомышленником». Пристройка скорее снизу, к «работающей голове партнёра»
Отделываться ОТ Добиваться, чтобы сознание партнёра усвоило некую пространственную или временную связь явлений для того, чтобы партнёр не мешал, позволил вернуться к прерванному делу. Готовность тела «бросить» партнёра на последнем слове
Воля Приказывать ПРИ Добиваться немедленного конкретного физического действия, реакции от партнёра; яркая пристройка сверху, тело ожидает выполнения. Освобождённость тела, прямой взгляд, часто сопровождается жестом рукой и головой
Просить ПРО Добиваться немедленного, конкретного физического действия, реакции от партнёра; яркая пристройка снизу, тело ожидает получения просимого, минимально затруднив партнёра. Тянуться к партнёру, ловить его взгляд

Эффективное воздействие словом происходит, когда верно составлена фраза, активно работает артикулярный аппарат, хорошо звучит голос, выбран нужный темпоритм, взяты во внимание предлагаемые обстоятельства, поставлена чёткая цель воздействия, т.е. определён подтекст. Мысль, выраженная в отдельно взятой фразой, уточняется в письменной речи контекстом, в устной – интонацией, с которой она произнесена, в частности – лепкой. В устной речи отчётливая, рельефная лепка фразы может возместить отсутствующий контекст. Благодаря этому фраза в произнесении может выразить то, что потребовало бы нескольких страниц глубоко продуманного текста. Этот подразумеваемый контекст есть то, что называется подтекстом.



Подтекст –это внутренняя психическая сторона словесного действия, «то, что заставляет нас произносить слова роли», – писал К.С. Станиславский.

Благодаря подтексту появляется верный смысловой посыл, рождается язык тела, мимики и жеста, активизируется звук и чёткость произношения – выплёскивается сильная эмоция, внутренний свет выходит наружу. Чётко сформулированный и правильно определённый подтекст – панацея от многих бед. Он включает в человеческом организме рычаги, необходимые для нормального общения друг с другом. Этот уровень достигается с помощью актёрского мастерства.

  • Вторая часть сочинения, называемая 4 страница
  • Конкурсы праздника.
  • The Beautiful and Damned 24 страница
  • Я уже давно стою здесь и слушаю, – раздался звучный и очень мелодичный голос.
  • Гавешвара Гопал дас Екатеринбург
  • Удаление листов
  • Применение различных типов гаражей-стоянок
  • Глава ШЕСТАЯ: ЛЕЧЕНИЕ АРТРОЗОВ, РЕВМАТОИДНОГО АРТРИТА.
  • Расчетные минимальные токи двухфазного к.з. в сетях напряжением 127, 220 В, питающихся от осветительных трансформаторов и пусковых агрегатов.
  • Уважаемый руководитель!
  • Глава 8. СУДЕБНЫЕ ШТРАФЫ
  • Общероссийская Танцевальная Организация (ОРТО)
  • Дед Мороз, Снегурочка, Медведь и Снежная баба возвращаются за стол. Продолжают чаепитие.
  • Подход третий: кооперация.
  • В учебнике рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы и технологии социально-культурной деятельности. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов, 27 страница
  • Ушкодження грудної клітки й органів грудної порожнини
  • Допросы – Во дворце у великого князя Дмитрия – Разочарования
  • Форми ведення інформаційної боротьби
  • Издержки. В прошлом я истратила уйму денег на программы снижения веса и посещение тренажерных
  • Раздел 4 Словарь основных терминов