Методика

Задача.Пилоту нужно посадить самолет в “аэро­порту”, двигаясь по правильной траектории, в условиях, показанных на рис. 3.2. “Город” предъявляется ему либо как расположенный на одной плоскости, либо при­поднятый по сравнению с аэропортом под углом 3°. (Это такой же подъем, какой был показан в нижней части рис. 3.1.) 101

(а) (б)

Рис. 3.2 Тренажер (а) и наземные огни,предъявляемые пилотам на ветровом стекле (б) (К. Л. Крафт и Ч. Л. Элворт, 1969)

102Конкретный способ выполнения этой за­дачи пилот выбирал сам, но должен был стараться ле­теть со скоростью 180 миль в час на высоте 5000 футов за 10 миль до аэропорта и со скоростью 120 миль в час—на высоте 1250 футов за 4,5 мили от него. (На рис. 3.1 эти положения траектории полета обозначены цифрами I и II.) Напоминаем, что пилот пользовался только зрительной информацией, предъявляемой через ветровое стекло; высотомера у него не было, и он не мог точно определить, как высоко находится над зем­лей.

Помимо объективной регистрации “истинной” высо­ты полета эта высота периодически оценивалась самим пилотом. Оценки записывались на магнитофон. Чтобы приблизить ситуацию эксперимента к условиям реального полета, пилота просили также определять место­положение еще одного самолета, находящегося в поле его зрения, и периодически сообщать о нем “на землю”.

Рис. 3.3. Средние траектории полета при посадке по данным 12 пилотов на тренажере. Ось абсцисс — расстояние до места посадки (в милях). Ось ординат — высота “полета” (в тысячах фу­тов). Сплошная линия — горизонтальная территория, пунктирная— наклонная территория. Верхние границы вертикальных столбиков соответствуют средним субъективным оценкам высоты полета. Числами отмечены величины угла зрения пилота между ближней и дальней световыми точками; справа — высота полета и угол зрения в конечных точках траекторий

103Процедура. С каждым участником эксперимента было проведено десять проб. Помимо основной незави­симой переменной в различных пробах изменялись не­которые другие факторы: расположение наземных ог­ней, степень освещения, начальная высота полета, его общая, протяженность.

  • еализация товаров и услуг
  • Проблемы и перспективы развития машиностроения
  • Глава 16. 1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
  • Самодельные красные башмачки
  • Открытые видения из ада
  • ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ.
  • ГЛАВА 6. Даже не знаю, что лучше соответствовало моему пониманию черномагической мести
  • Вопрос 10 Влияние показателей эластичности спроса на деньги и инвестиционного спроса на величину мультипликаторов фискальной политики.
  • Направления метода управления разумом и позволяет овладеть дополнительными
  • Концертная программа Фестиваля
  • Аналіз результатів
  • Die kleine Hexe setzte sich auf den Gipfel des Berges und streckte die Beine aus.
  • Процедура концептуального проектирования СФЗ ЯО
  • ТЕСТЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
  • Удвоение и демон Сократа
  • Неделя-4
  • Дополнительное образование молодёжи как объект социального проектирования
  • РАСЧЕТ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА 2 страница
  • Внутренняя политика Ивана Грозного.
  • ПСИХОЛОГИЯ ПАНИКИ. Машина жизни требует энергии