Сравнительный анализ проб, направленных на оценку сенсомоторных функций

Таблица 5. Результаты сравнительного анализа по критерию Фишера по пробам "Графическая проба" (ГП-Тср), "Праксис поз пальцев" (ППП), "Зрительный гнозис" (ЗГ), "Сенсомоторные координации" (СМК).

F p
ЗГ 7,35 0,01
ГПТ-ср 0,76 0,39
СМК 4,06 0,05
ППП 0,02 0,90

Примечание: полужирным курсивом выделены достоверные значения критерия Фишера.

Как видно по таблице 5, не выявлено значимых различий по двум пробам: "Графическая проба" (ГП-Тср), "Праксис поз пальцев" (ППП). Достоверно отличаются по успешности выполнения проб "Зрительный гнозис" (ЗГ) и "Сенсомоторные координации" (СМК).

На рис.5 представлены средние значения выполнения детьми 6 и 7 лет проб, направленных на оценку сенсомоторных функций.

Рис. 5. Средние значения баллов, полученных детьми 6 и 7 лет в пробах "Графическая проба" (ГП-Тср), "Праксис поз пальцев" (ППП), "Зрительный гнозис" (ЗГ), "Сенсомоторные координации" (СМК).

Из полученных результатов можно предположить, что в период с 6 до 7 лет происходит интенсивное развитие зрительного восприятия ("Зрительный гнозис") и слухового восприятия ("Сенсомоторные координации"). В тоже время в период с 6 до 7 лет не происходит существенных возрастных изменений в кинестетической организации движений кистей рук ("Праксис поз пальцев") и в способности к переключению в условиях графической деятельности ("Графическая проба").

Данные результаты можно сравнить с результатами, полученными Н.Г. Манелис. Результаты выполнения праксис поз показывают, что нет достоверных различий при выполнении пробы детьми 6 и 7 лет.» Полученные результаты прежде всего свидетельствовали об отсутствии двусторонних ошибок при выполнении проб на праксис поз, по крайней мере начиная с 5 лет. Кроме того, очевидно, что трудности при выполнении этой пробы правой рукой значительно уменьшались с возрастом, в то время как ошибки в левой руке сохранялись до 10 лет, хотя их количество также постепенно становилось меньше» [29]

Так же в работах Н.Г. Манелис были проведены пробы на зрительный гнозис, где не обнаружено достоверных различий. «Анализ полученных результатов исследования зрительного гнозиса и оптико-пространственных функций выявляет следующие закономерности: предметное восприятие формируется к 5 годам, причем зашумленные изображения также хорошо воспринимаются детьми начиная с этого возраста» [29].


Заключение

Дошкольный возраст является важным этапом когнитивного развития детей, в течение которого на основе созревания базовых механизмов мозговой деятельности происходит формирование всех высших психических функций - восприятия, мышления, памяти, речи, интеллекта и т.д. Однако на сегодняшний день дошкольный возраст еще недостаточно изучен в рамках нейропсихологического подхода, который позволяет исследовать развитие базовых механизмов в работе мозга, участвующих в реализации когнитивных процессов. В связи с этим актуальным является проведение исследований, конкретизирующих и расширяющих наши представления о развитии когнитивных функций у детей дошкольного возраста.



В данной работе была поставлена цель выявить возрастные различия в уровне сформированности нейрокогнитивных функций у детей 6 и 7 лет. Для оценки состояния нейрокогнитивных функций была использована компьютерная методика комплексного нейропсихологического обследования детей, разработанная на кафедре психофизиологии и психофизики под руководством С.Ю.Киселева. Методика позволяет оценить у детей уровень сформированности (1) регуляции и контроля, (2) памяти и научения, (3) речевых, (4) и зрительно-пространственных функций (5) сенсомоторных функций.

Исследование проводилось на выборке детей старшей и подготовительной групп детского сада № 106 и № 309 г. Екатеринбурга. В тестировании приняли участие 61 ребенок в возрасте 6-7 лет, из них 33 ребенка в возрасте 6 лет и 28 детей в возрасте 7 лет.

В ходе проведения исследования были получены следующие результаты. В блоке проб, направленных на оценку уровня сформированности регуляции и контроля, не было выявлено достоверных различий.

В блоке проб, направленных на оценку уровня сформированности различных видов памяти и научения, отсутствуют достоверные различия по успешности выполнения трех проб: "Память на имена", "Запоминание рассказа", "Зрительная память на геометрические фигуры". По пробам "Память на лица", "Зрительная память на картинки" дети 7 лет получили достоверно больше баллов, чем дети 6 лет.

В блоке проб, направленных на оценку зрительно-пространственных функций, отсутствуют достоверные различия по успешности выполнения трех проб: "Конструирование из кубиков", "Конструктивный праксис", "Рисунок стола", направленных на оценку состояния зрительно-пространственной функции. Наблюдаются достоверные различия по успешности выполнения пробы "Нахождение пути".

В блоке проб, направленных на оценку речевых функций, не было выявлено достоверных различий по успешности выполнения проб "Называние частей тела", "Оральный праксис", "Ассоциации", "Фонематический слух", "Значение слов", "Понимание сложных логико-грамматических конструкций языка".

В блоке проб, направленных на оценку сенсомоторных функций, не выявлено значимых различий по двум пробам: "Графическая проба", "Праксис поз пальцев". Достоверно отличаются по успешности выполнения пробы "Зрительный гнозис" и "Сенсомоторные координации".

Полученные результаты конкретизируют представления о динамике развития различных когнитивных функций у детей в период с 6 до 7 лет, а также ярко иллюстрируют принцип гетерохронии в развитии мозгового обеспечения высших психических функций детей. В частности, полученные результаты дают основание предположить, что в период с 6 до 7 лет происходит интенсивное развитие зрительной памяти, зрительно-пространственных и сенсомоторных функций.

В то же время в исследуемый период ярко проявляется принцип гетерохронии в развитии различных сторон когнитивных функций. В частности, в период с 6 до 7 лет не происходит существенных возрастных изменений в таких видах как регуляция и контроль, в таких речевых функциях как фонематический слух, номинативная функция речи, дифференциация близких значений слов, в таких сенсомоторных функциях как кинестетической чувствительности пальцев рук и слуховое восприятие.

Таким образом, полученные результаты дают широкую и дифференцированную картину развития основных когнитивных функций у детей старшего дошкольного возраста в период с 6 до 7 лет.

Список литературы

1. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю. Методы нейропсихологического исследования детей 6-8 лет.//Вестник МГУ. 1996, №2

2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения // Школа здоровья,1995, №4

3. Ахутина Т.В., Яблокова Л.В., Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки.//Вестник МГУ. 1997, №2

4. Блонский П.П. Память и мышление СПб.: Питер, 2001

5. Богатырева А.Н.Возрастные особенности понимания и употребления слов детьми 3-5 лет: Автореферат на соиск. уч. степ. кан. психол. М., 1970

6. Бокум Д., Крайг Г., Психология развития – 9-е издание – СПб.: Питер, 2008

7. Виноградова А.Л. Анализ конкретных случаев нейропсихологической коррекции нарушений высших психических функций у детей дошкольного возраста.- М.: Особый ребенок: исследования и опыт помощи,1998.

8. Выготский Л.С. Детская психология. Т.4 – М., 1984

9. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. Соч.: В 6 т.- М.: Педагогика, 1984.- т. 5

10. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. Соч.: В 6 т.- М.: Педагогика, 1983.-т.4

11. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Из-во АПН РСФСР, 1960.

12. Гаспарова Е. М. Дошкольное воспитание. 1984

13. Давыдов В.В. Проблемы возрастной и педагогической психологии.//Вопросы психологии. 1976. - №4

14. Дубровицкая Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000

15. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996

16. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. – М., 1998

17. Иванова А.Я. Патописхологический подход к изучению проблем массовой школы.-М.: Московская детская психиатрическая больница № 6, 2000.

18. Инхельдер Б., Пиаже Ж. Психология ребенка //— 18-е изд. — СПб.: Питер, 2003.

19. Истомина 3. М. Развитие памяти. М., 1978.

20. Каданкова Н.Н. Психологические особенности детей при переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Феномен пяти лет. Диссертация на соиск. уч. степ. кан. психол. наук, М., 1970

21. Киселев С.Ю., Бородийчук И.Г. Различия нейропсихологических профилей у детей пяти и шести лет// Вопросы психологии, №4, 2006, С.47.

22. Ковязина М.С. О специфике нейропсихологической диагностики детей. // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. М.: 1998.- Вып. 1. – С.112-116

23. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова В.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Роспедагентство, 1997

24. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей, М.: Изд-во МГУ,1985.

25. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965, С. 537

26. Лурия А.Р. и современная психология ( Сбор. статей памяти Лурия А.Р.) под. ред. Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой.-М.: Издательство Московского Университета,1982

27. Лурия А.Р. Курс общей психологии. Мышление и речь. Лекции 7-12. М.: МГУ,1970

28. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1972

29. Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития/ Хрестоматия по детской нейропсихологии, М.: Российское психологическое общество, 1999.

30. Международная конференция памяти А.Р.Лурия. Сб. докладов/ Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. М.:РПО,1998, С. 138 – 144

31.Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, М.: Прайм-Еврознак, 2003-672 с.

32. Микадзе Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей / I Международная конференция памяти А.Р. Лурии. Сб. докладов. М.: РПО, 1998

33. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М.: Издательство ИнтелТех,1994

34. Мойсенюк Г. О. Педагогика. Киев, 2001

35. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1995

36. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М., 1998

37. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М., 1996

38. Опыт применения методик нейропсихологической диагностики в клинике пограничных расстройств. - Кафедра нейропсихологии МГУ. Изд-во МГУ, 2000.

39. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка»: Римис; 2008

40. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.

41. Семенович А.В. Ведение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2005. – 319 с.: ил.

42. Семенович А.В., Цыганок А.А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза // Нейропсихология сегодня. М.: Изд-во Моск.Ун-та, 1995

43. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе/ Хрестоматия по детской нейропсихологии, М.: Российское психологическое общество, 1999.

44. Симерницкая Э.Г. О предмете и специфике детской нейропсихологии. М.: МГУ, 1982

45. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс – СПб.: Питер, 2009

46. Фарбер Д.А. Физиология школьника, М.: Просвещение,1997

47. Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте // Физиология человека,1997. № 2

48. Хомская Е.Д. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы/ Хрестоматия по детской нейропсихологии, М.: Российское психологическое общество, 1999.

49. Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий/ Хрестоматия по детской нейропсихологии, М.: Российское психологическое общество, 1999.

50. Хомская Е.Д. Проблема индивидуальных различий в нейропсихологии/Хрестоматия по детской нейропсихологии, М.: Российское психологическое общество, 1999.

51. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Епиколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Роспедагентство,1997, С. 236 – 252

52. Хрестоматия по нейропсихологии/ отв. ред. Е.Д. Хомская: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений, М.: Российское психологическое общество, 1999.

53. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. Астапов В.- М.: Международная педагогическая академия, 1995.33. Цыганок А.А.,

54. Эльконин Д. Б.Избранные психологические труды.— М., 1989.

  • Учет выпуска готовой продукции
  • Иллюстрированная классика 12 страница
  • Судя по молчанию и массовому вступлению в партии чиновников и магнатов, очевидно, что у многих звезд спорта действительно не хватает и того и другого.
  • ИЗНОС РЕЖУЩИХ ИНСТРУМЕНТОВ
  • Стекловолоконная оптика. Световоды. Передача излучения оптического диапазона. Явление полного внутреннего отражения. Затухание сигнала в волокне, его причины.
  • ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
  • Именно в таком виде желательно «раскидывать» печёночную биохимию при анализе конкретной задачи. Это и вам удобно — просто ставите стрелочки вверх или вниз (повышение или понижение), а потом быстро
  • От автора. Предлагаемые лекции по музыкальной психологии предназначены для студентов различных
  • Этих монет было выпущено очень мало. Некоторые даже официально не выпускались, но немного все-таки попало в обращение. Если найдете подобную монету, сходите к нумизмату, узнайте точную стоимость.
  • Памятник героическому труду «Кировчане-фронту»
  • Протест против новой науки
  • Pragma warning 13 страница
  • Только весёлые слова
  • Особенности личности «успешного» консультанта
  • Ветрогенераторы других производителей
  • читать по складам; произносить по буквам 1 страница
  • Порядок выполнения работы. Установить на приборе переключатель «Род работы» в положение «Контрольное
  • Лучевые признаки диссеминированного туберкулеза
  • Ключевое задание
  • БАС» ДОКТОРА СЯНЬ